На этой неделе Тони Блэр выступит с призывом о принятии в ряды "Большой восьмерки" пяти ведущих развивающихся стран, чтобы обеспечить заключение многосторонних соглашений по климатическим изменениям, торговле и Ирану.
Блэр предлагает, чтобы полноправными членами клуба стали Китай, Индия, Бразилия, Южная Африка и Мексика. Таким образом, G8 превратилась бы в G13. Блэр также полагает, что первые результаты такого сближения могут обеспечить в понедельник прорыв на застопорившихся переговорах о глобальной торговле.
Как надеется британский премьер-министр, благодаря этому предложению удастся снизить накал критики по поводу того, что Владимиру Путину позволили провести первый в России саммит "Группы восьми", начинающийся в конце этой недели. Выступая перед средствами массовой информации накануне саммита, Блэр выразил уверенность в том, что Путину не дадут уйти от дискуссии по вопросу отхода России от демократии на ежегодном саммите G8 в Санкт-Петербурге. Однако он также хорошо понимает, сколь необходима помощь России в создании единого фронта противостояния действиям Ирана по созданию собственной ядерной бомбы. Блэр пообещал, что британская позиция по правам человека и демократическим ценностям будет выражена четко и ясно, но при этом он постарается "не разрушить гостиничный номер".
Блэр отметил, что президент Путин сам вынес вопрос демократии в повестку обсуждения на встрече, и подчеркнул, что России не удастся выторговать право сохранения сферы своего влияния в таких странах, как Украина, Грузия и Белоруссия, в обмен на поддержку Запада в иранском вопросе.
Премьер-министр изложит на саммите суть своего проекта так называемой "сильной многосторонности". При этом он постарается доказать, что единственным способом разрешения глубоко укоренившихся мировых проблем является активизация действий международных институтов и стремление к решению таких вопросов, как безопасность и миротворчество, а также борьба с бедностью.
Он признал, что страны озабочены последствиями реализации принципа многосторонности, но в то же время настаивал на том, что решения могут быть найдены только благодаря многосторонним договоренностям.
Важное место в повестке саммита займут вопросы энергетической безопасности. В условиях, когда Россия владеет значительной частью мировых запасов нефти и газа, Блэр постарается убедить участников саммита в острой необходимости более тесного европейского сотрудничества и интеграции.
По его мнению, это даст Европе дополнительные козыри в переговорах с Россией, а также активизирует научные исследования и разработки в области новых технологий, возобновляемых источников энергии и ядерной энергетики.
Он также намерен добиваться ускорения работы по подготовке очередного, вслед за Киотским Протоколом о климатических изменениях, договора. Блэр полагает, что этот процесс будет в значительной степени активизирован благодаря включению в состав "Большой восьмерки" Китая, Индии, Бразилии, Южной Африки и Мексики.
"Мы никак не сможем решать проблемы глобальных изменений климата, если у нас не будет соглашения с такими странами, как США, Китай и Индия, - заявил премьер-министр "Guardian". - Нам необходимо заключить соглашение с включением в него определенных обязательств - в этом у меня нет никаких сомнений. Бессмысленно полагать, что Конгресс возьмет на себя обязательства по изменению структуры американской экономики, если к этому соглашению не подключатся Китай и Индия".
По его утверждению, решения следует искать в составе более узкой группы, а не в рамках громоздкой структуры Киотского Протокола с ее 120 странами-членами.
Лидеры пяти этих развивающихся стран будут участвовать в заседаниях "за рамками основного саммита", однако Блэр настаивает, чтобы это участие было более официальным. Ключевыми сторонами на торговых переговорах станут Бразилия и Индия. А в конце этой недели в Санкт-Петербурге планируется провести "кризисную встречу" в попытке дать переговорам политический толчок.
"Лидеры должны сказать переговорщикам: "Вот вам общие очертания соглашения, а теперь идите и отрабатывайте детали"", - заявил премьер-министр.
По его словам, "восьмерка" должна понять, что Иран является "лакмусовой бумажкой" для проверки действенности новой многосторонности.
"Если нам не удастся собраться и выработать единую линию по Ирану, который представляет глобальную угрозу, то это нас дискредитирует. Если мы не сможем собраться воедино и выработать общую линию по важной и болезненной проблеме, которая, однако, не угрожает напрямую нашим национальным интересам и нашему существованию, то это очень серьезно".