В тот момент, когда весь мир обеспокоен запуском КНДР ракет дальнего радиуса действия и намерениями Ирана, я хотел бы поделиться своим личным опытом. Моя страна, Казахстан, с момента обретения ею независимости, высказалась за то, чтобы стать государством, свободным от ядерного оружия, и уничтожить ядерные материалы, которые находились на ее территории - тяжелое наследие, доставшееся нам от прошлых времен. Мне кажется, что мы успешно преодолели эти проблемы благодаря непоколебимому стремлению к миру и стабильности.
Мне пришлось принимать непростые решения, которые не были продиктованы политической конъюнктурой. В первую очередь дело касалось жизненно важных вопросов. Слишком много на нашей земле экспериментировали с ядерным джином. В течение сорока лет на полигоне в Семипалатинске было произведено 752 ядерных взрыва: 26 в атмосфере, 78 на земле, остальные - под землей. Почти полмиллиона людей прямо или косвенно пострадали от этих испытаний ядерного оружия. Сотни тысяч гектаров земли по сей день остаются непригодными для земледелия.
Именно поэтому, став президентом Казахстана, я в первую очередь объявил мораторий на испытания. 29 августа 1991 года я подписал указ, запрещающий проводить любые испытания ядерного оружия на территории страны. Судьба полигона в Семипалатинске была не единственной нашей заботой.
В декабре 1991 года, когда советская сверхдержава распалась, и было создано Содружество Независимых Государств, встал вопрос о том, что делать с советским ядерным арсеналом, оказавшимся во владении Независимых государств. Казахстану достался огромный ядерный потенциал - четвертый в мире по своей мощности. Мы должны были сделать выбор, руководствуясь цивилизованным подходом к данной проблеме. Наша страна с первых дней своего существования заявила о своей приверженности принципам мира. Лишь Россия могла, в качестве великой державы, претендовать на владение и реальное управление этим бывшим ядерным комплексом.
Но вопрос о нашей национальной безопасности стоял перед нами с той же остротой, как, возможно, он стоит сейчас перед Ираном. В то время я начал процесс многосторонних и многоуровневых переговоров, который помог нам получить от основных ядерных держав гарантии безопасности: эти державы обязались в случае, если Казахстан подвергнется нападению, предпринять незамедлительные меры по его отражению и сохранению территориальной целостности нашей страны, а также потребовать чрезвычайного созыва Совета Безопасности ООН.
Должен Вам сказать, что статус безъядерной державы усилил наши позиции в деле борьбы за ядерное разоружение, стабильность, мир во всем мире и глобальную безопасность. И отказ от ядерного оружия стал важным фактором нашего экономического и политического развития, нашей внутренней стабильности.
Само существование оружия массового поражения, как ядерного, так и обычного, не может являться средством решения проблем глобальной или региональной безопасности. Мне кажется, что применительно ко многим вопросам, мировое сообщество еще не рассталось со своими старыми концепциями. Именно поэтому нынешняя ситуация изобилует парадоксами, недосказанностями и полумерами. Сегодня невозможно придерживаться устаревшей концепции энергетической стабильности. Нужно принимать во внимание тот факт, что использование ядерного оружия, как и полное прекращение межгосударственных войн мало вероятны, нужно поставить перед собой цель уничтожить угрозу терроризма. В настоящее время ни одна из стран, принадлежащих к клубу ядерных держав, не изъявляет твердого желания полностью отказаться от ядерного оружия и не предлагает начать переговоры по этому вопросу. Пришло время повернуться лицом к реальности. Нужно свести до минимума последствия расширения клуба ядерных держав, особенно в том, что касается его нелегальных или полулегальных членов.
Мне кажется, что для обеспечения глобальной безопасности, мы должны двигаться по пути полного ядерного разоружения, учитывая, что этот тип оружия, как и любое другое оружие массового поражения, представляет собой прямую угрозу человечеству. Но тут возникает другая проблема: настало время для всех нас задуматься об использовании альтернативных источников производства энергии и о глобальной энергетической безопасности. Нет никаких оснований воздвигать препятствия на пути государств, которые стремятся использовать мирный атом. Иран, как и другие страны, которые имеют или планируют построить атомные электростанции, должен обладать возможностью осуществлять научно-технические исследования, совершенствоваться в вопросах обеспечения безопасности своих АЭС, задуматься о проблемах, связанных с топливом и отходами. Эта деятельность должна являться прозрачной, и международное сообщество должно иметь возможность ее контролировать.
Речь идет о совершенствовании системы контроля над всем комплексом проблем, связанным с ядерным оружием и технологиями, а также любой деятельностью в области мирного атома, чтобы не допустить использование расщепляющих материалов в военных целях. Представляется вполне логичным подумать над созданием, под эгидой МАГАТЭ, например, организации, которая будет обеспечивать поставки топлива для атомных электростанций и управлять хранением и переработкой отходов. Таким образом, можно будет контролировать утечки сырья, необходимого для производства ядерных зарядов военного назначения. Очевидно, что для этого нужно будет решить вопросы политического, коммерческого и финансового характера.
'Большой восьмерке' предстоит сыграть важную роль, в частности, в деле сокращения стратегического наступательного вооружения. Срок договора СНВ, заключенного в 2002 году, истекает в 2012 году. Этот вопрос мог бы стать предметом отдельного обсуждения во время грядущего саммита (с 15 по 17 июля в Санкт-Петербурге). Может быть, мои предложения кажутся мало реалистичными. Но, тем не менее, нужно двигаться в этом направлении. На самом деле, ядерная угроза и распространение ядерного оружия стали неотъемлемой частью международных отношений, экономики, науки и техники. И только переломив эту ситуацию, мы сможем избавиться от порождаемых ею опасных побочных продуктов, таких как ядерные отходы, и сделать шаг вперед по пути решения глобальных и насущных проблем ядерной безопасности.
Президент Ирана, Махмуд Ахмадинежад, не может позволить превратить свою страну в мишень. Международное сообщество не имеет права рассматривать Иран в качестве таковой: напротив, оно, должно предоставить этой стране все возможные мирные гарантии, как они были даны мне в то время, когда Казахстан стоял перед той же дилеммой. И такой же подход должен быть применен и к Северной Корее.
Нурсултан Назарбаев - президент Казахстана