В эти выходные американцы, наблюдая по телевизору за визитом президента Буша в Санкт-Петербург (Россия), увидят великолепный европейский город, построенный в 18 веке Петром Великим: он должен был стать символом преобразования страны по западному образцу.
В связи с петербургским саммитом так называемой 'группы восьми' промышленно развитых демократических стран, где российский президент Владимир Путин выступит в роли хозяина, постоянно возникает парадоксальный вопрос: а принадлежит ли на деле Россия к этому западному демократическому 'клубу'?
В мае вице-президент Чейни (Cheney) назвал вещи своими именами. Выступая в Литве, он обвинил Кремль в свертывании реформ и использовании поставок энергоносителей для шантажа и запугивания соседних стран, стремящихся развивать демократию. Сенатор-республиканец от штата Аризона Джон Маккейн (John McCain) призвал к бойкоту саммита. Так что же собирается делать президент Буш, сделавший распространение демократии главной темой своей инаугурационной речи после избрания на второй срок? Он лишь выразит свою озабоченность за закрытыми дверями, поясняют представители Белого дома.
Позиция Буша - одно из проявлений давней дилеммы, возникающей при разработке внешнеполитического курса США: должно ли поощрение демократии стоять на первом месте, или следует закрывать глаза на эту проблему ради насущных вопросов дня? На саммите 'восьмерки', помимо темы энергетической безопасности, включенной в повестку дня Путиным, одним из главных предметов дискуссии станут кризисы, связанные с программами по созданию ядерного оружия в Иране и Северной Корее. При решении иранского вопроса, как и в борьбе с терроризмом, помощь России особенно необходима.
Если на встрече проблемы демократии будут обходиться молчанием, это даст Путину понять, что он может и далее управлять страной авторитарными методами. Подобный исход внушает тревогу - в особенности потому, что Россия, как и Китай, пытается создать новую политическую систему, противоречащую реальной демократии. Ее можно назвать 'авторитарным капитализмом'. По сути она предусматривает значительный простор для предпринимательской деятельности, обеспечивающей экономический рост, при одновременном подавлении политических свобод. Не далее как во вторник мы в очередной раз увидели ее в действии в Москве: полицейские 'держиморды' разогнали митинг в поддержку демократии, арестовали некоторых его участников и отобрали фотоаппарат у корреспондента одного немецкого журнала.
Кремль хитроумно оправдывает подобные действия аргументом о том, что восстановление рычагов управления страной придаст российской демократии стабильность. На деле же мы наблюдаем скольжение по наклонной плоскости. Энергичным СМИ и оппозиционерам затыкают рот, энергетические и иные компании возглавляют кремлевские назначенцы, организациям, борющимся за гражданские права, 'подрезают крылья', губернаторов теперь не выбирают, а назначают.
В свое время США и их союзники считали, что приглашение России и Китая в международные 'клубы' вроде 'группы восьми' поможет ускорить их переход от коммунизма к демократическому капитализму, что резко снизит вероятность будущих конфликтов. Но все получилось по иному: создаваемая в этих странах 'гибридная' система позволяет им обогащаться, придает решимости - и дерзости. Так, Россия, купающаяся в нефтегазовых доходов, успешно выплачивает внешние долги.
Сможет ли страна все же начать движение вперед, сказать трудно - особенно если учесть, что российское общество, судя по всему, согласно с путинскими утверждениями о том, что Запад попросту пытается помешать России осуществить ее амбиции. Но западные лидеры, идя на компромиссы, необходимые для обуздания радикального ислама, не должны забывать и о долгосрочной цели - способствовать утверждению в других странах демократических режимов, разделяющих нашу приверженность свободе.
Не одно столетие российские 'западники', споря со 'славянофилами', утверждали, что их страна является частью более просвещенного Запада. В эти выходные мировые лидеры соберутся в городе, который строился как зримое подтверждение их правоты, но действия Путина говорят о том, что страна движется в противоположном направлении.
____________________________________________________________
Отстаньте от Путина! ("USA Today", США)
Запад не должен больше молчать ("The Boston Globe", США)
Загляните поглубже в глаза Путину ("Japan Times", Япония)
Следует ли доверять Путину проведение саммита "Группы восьми"? ("The Spectator", Великобритания)
Америка ужесточает свое отношение к дерзкой Москве ("The Financial Times", Великобритания)