Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
За Европейский энергетический альянс

Цель должна заключаться в том, чтобы ни одной стране не пришлось в одиночку иметь дело с проблемами, затрагивающими всех

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Наш долг, как лидеров - обсудить курс для обеспечения энергетической безопасности в будущем. Если мы ради политической целесообразности будем мириться с вызывающими вопросы сделками сегодня, нам придется за это дорого заплатить в будущем. Когда происходят неизбежные конфликты, то доверие общества, политический вес и надежность рынков приносятся в никому не нужную жертву - что, как видно, и произошло на Украине и в России. Угрозы энергетической безопасности должны встречаться и устраняться на многосторонней основе, силами всех участников. От этого зависим мы все.

Энергетическая безопасность является главным вопросом повестки саммита "Большой восьмерки", которую президент России Владимир Путин будет принимать в Санкт-Петербурге в эти выходные. Опыт подсказывает нам, что прозрачность рынка и стабильность цен являются лучшими способами достижения этой цели. Прикрываясь этими принципами, в начале этого года Россия пыталась представить свои попытки повысить в четыре раза цену на экспортируемый на Украину газ как простую борьбу за получение "рыночных цен". Для некоторых политиков и инвесторов, не в полной мере знакомых с ситуацией, это выглядело действительно справедливым.

Для полной ясности необходимо сказать, что ни Украина, ни Россия не оспаривали необходимость взвешенного изменения цен. Однако, к сожалению для соседей России, стоимость российского газа определяется не рынком. Она определяется "Газпромом" и председателем Совета директоров Дмитрием Медведевым, также занимающим пост первого заместителя премьер-министра. "Газпром" для каждой из соседних стран устанавливает отдельную цену, определяемую главным образом взаимоотношениями этой страны с Кремлем, а не соотношением спроса и предложения или расходами на транспортировку.

Как следствие вновь обретенной независимости от России в результате "Оранжевой революции", Украине пришлось выбирать между четырехкратным повышением цен на газ и прекращением поставок. Грузия после "Революции роз" также почувствовала на себе недовольство Москвы и столкнулась с наказанием в виде повышения цен. А Белоруссия, до сих пор имеющая крепкие связи с Кремлем, продолжает наслаждаться очень заниженными ценами на газ.

Украина и Грузия были не единственными странами, чьи интересы оказались под угрозой из-за конфронтации с Россией. Другие поставщики, например, Туркменистан, географически обреченный на транспортировку газа через Россию, также пострадал. В Западной и Восточной Европе кризис стал причиной значительного роста цен и вызвал опасения по поводу возможных перебоев в поставках. Скорее всего, лишь вмешательство Европейского Союза и Соединенных Штатов вынудило "Газпром" возобновить подачу газа.

Природный газ является самым уязвимым товаром, когда речь заходит о перебоях в поставках. Дорогостоящие, стационарные, взаимосвязанные трубопроводы вынуждают продавцов и покупателей заключать практически неразрывные объятия. Поэтому развитие систем транспортировки природного газа является долгосрочным многонациональным проектом, требующим огромных инвестиций и политической воли.

Другими способами снижения зависимости от поставок являются увеличение объемов хранилищ, повышение эффективности потребления, увеличение внутренней добычи как нефти, так и газа, и разработка альтернативных источников энергии. Кроме того, быстро развивается рынок торговли сжиженным природным газом, что делает более реальным постепенное расширение поставщиков за счет импорта газа из отдаленных стран. Однако всего этого еще недостаточно.

Во-первых, лидеры стран "Большой восьмерки" должны принять стандарты договоров о поставках энергоресурсов, в соответствии с которыми будет необходимо заключать открытые и прозрачные контракты в лучших традициях бизнеса. Это будет способствовать ослаблению власти лидеров, разыгрывающих энергетическую карту для достижения политических целей. Подобные проблемы можно наблюдать сегодня в действиях государственных компаний в Латинской Америке или в действиях непрозрачных посредников, таких как "РосУкрЭнерго" - компании, сыгравшей главную роль в вызвавшей множество вопросов газовой сделке между Украиной и Россией. Подобные договоренности уменьшают доверие инвесторов и ложатся тяжелым бременем на такие страны, как Украина, которая старается в настоящее время уйти от коррупции и неэффективности.

Как и сделка с "РосУкрЭнерго", недавняя попытка возглавляемой бывшим премьер-министром Виктором Януковичем Партией Регионов совместно с коммунистами и социалистами отобрать контроль над украинским парламентом у ориентированной на Запад Оранжевой коалиции может откинуть страну в прошлые мрачные времена бывшего президента Леонида Кучмы. Это уменьшит инвестиции и ослабит энергетическую безопасность. Украина нуждается в Оранжевой коалиции, чтобы двигаться вперед, а Европа нуждается в Оранжевой коалиции, чтобы продолжить совместную работу над установлением большей прозрачности и более надежной энергетической взаимозависимости.

И, наконец, обеспечение энергетической безопасности для всей Европы требует осознания того, что взаимосвязанный характер систем поставок и транспортировки газа делает нас взаимозависимыми. И тут мог бы оказаться полезным Энергетический альянс потребителей и поставщиков. Создав такой Альянс, государства Европы могли бы гарантировать друг другу поставки в случае крупных перебоев. Международная Энергетическая хартия, которая особо подчеркивает важность доступа на рынки и прозрачность, является похвальным усилием. Однако в моменты кризисов ее недостаточно. Наши рынки просто не в состоянии иметь дело с непредвиденными перебоями в поставках, вызванными природными катастрофами или политически мотивированными решениями.

Первым важным шагом Энергетического альянса было бы включение Украины в текущий энергетический диалог, ведущийся между Европейским Союзом и Россией. Вполне очевидно, что страна, через которую осуществляется большая часть поставок газа из России в Европу, должна быть включена в диалог, особенно в свете событий последнего января, когда Россия прекратила поставки газа на Украину и в Европу. Также могут быть включены в диалог и другие страны, представляющие важность для поставок в Европу и сталкивающиеся с похожими проблемами, например Румыния и Болгария.

В дальнейшем институционализация Энергетического альянса, возможно, в рамках Энергетической хартии, закрепит взаимоотношения и будет призывать членов участвовать в многосторонних обсуждениях, когда один из участников Альянса сталкивается с перебоями в поставках по природным или политическим причинам. Необходимо ввести официальное членство, принять протокол переговоров и/или установить арбитраж. Цель должна заключаться в том, чтобы ни одной стране не пришлось в одиночку иметь дело с проблемами, затрагивающими всех. Подобные механизмы существуют во всех других сферах интересов - политических, экономических, военных. Так почему не сделать то же самое и в энергетической сфере? Взаимозависимость - отличительная черта сегодняшнего дня, и мы должны решать эти вопросы на многосторонней основе.

Наш долг, как лидеров - обсудить курс для обеспечения энергетической безопасности в будущем. Если мы ради политической целесообразности будем мириться с вызывающими вопросы сделками сегодня, нам придется за это дорого заплатить в будущем. Когда происходят неизбежные конфликты, то доверие общества, политический вес и надежность рынков приносятся в никому не нужную жертву - что, как видно, и произошло на Украине и в России. Угрозы энергетической безопасности должны встречаться и устраняться на многосторонней основе, силами всех участников. От этого зависим мы все.

Г-жа Тимошенко является бывшим премьер-министром Украины

___________________________________________________________

Юлия Тимошенко: 'Я больше не хочу быть в оппозиции' ("Tygodnik Powszechny", Польша)