На этой неделе лидеры восьми ведущих промышленно развитых демократических стран мира, включая меня и финского премьера Ванганена от лица ЕС, встретятся на саммите 'восьмерки' в Санкт- Петербурге. Однако только ЕС и восемь стран за столом из почти двухсот - едва ли это можно назвать представительной или даже переговорной группой. Если члены 'восьмерки' достигают согласия, их решения даже не имеют обязательного юридического действия.
Но 'восьмерка' имеет одно большое преимущество. Она дает самым влиятельным мировым лидерам возможность брать личную ответственность за важные для всего мира проблемы, а также брать на себя обязательства решить глобальные задачи, актуальные для всех нас. Все чаще 'восьмерка' принимает эти обязательства вместе с лидерами мощных развивающихся индустриальных стран. Саммит, который состоится на этой неделе, не станет исключением, и, в частности, одним вопросом, который требует немедленного внимания, будет энергетическая безопасность.
Мир вступил в новую энергетическую эру, которая отличается ростом энергетических потребностей, высокими и непостоянными ценами на нефть и газ и проблемой изменения климата. Возьмите Европу - и цифры расскажут историю трансформации нашего энергетического ландшафта. За последние два года цены на нефть и газ почти удвоились. Прогнозируется, что зависимость Европы от импорта энергоносителей возрастет на 70% до 2030 года. Во всей всемирной энергетической цепочке существует проблема недостаточного инвестирования - в следующие 20 лет необходимо будет свыше 16 триллионов евро для удовлетворения ожидаемых энергетических требований и замены изношенной инфраструктуры.
Поэтому я приветствую решение Президента Путина поставить энергетическую безопасность во главу повестки дня российского председательства в 'восьмерке'. В 'восьмерку' входит большинство главных потребителей, производителей и транзитеров энергоносителей. Все заинтересованные в развитии стабильного и безопасного энергетического рынка.
Однако энергетической безопасности нельзя добиться латанием дыр по мере их возникновения. Нам необходимо взглянуть на целую энергетическую цепочку, от производства до потребления. Это включает вопрос диверсификации составных частей энергопотребления, вместе с возобновляемыми источниками и атомной энергией (для тех, кто согласен на ее использование) - транзит, энергоэффективность, открытость рынка, чистые энергетические технологии, а также эффективную регуляторную среду.
Нам нужна система общих принципов, удовлетворяющая все заинтересованные стороны и обеспечивающая настоящую независимость, основанную на общем доверии. Такая система должна содействовать появлению как надежного и прозрачного инвестиционного климата в мире, так и действенного конкурентного рынка. Оба компонента важны, если мы хотим, чтобы пришли массивные инвестиции, которые будут нужны энергетическому сектору в следующие десятилетия.
Здесь ЕС находится впереди. Несколько ранее в этом году Европейская Комиссия предложила новую энергетическую стратегию для европейских правительств. Они положительно ее восприняли, сначала предложив Комиссии во время мартовского саммита разработать европейскую энергетическую политику, а потом согласовав в прошлом месяце базовый набор принципов внешней энергетической безопасности, чтобы гарантировать полный вклад внешней политики ЕС в обеспечение наших энергетических потребностей. Эти принципы сформировали основу соглашения, подписанного на саммите США и ЕС в прошлом месяце, с тем чтобы, усилив трансатлантическое стратегическое партнерство и начав высокий уровень диалога, ответить на серьезный и долгосрочный вызов изменения климата.
Но энергетические вызовы ХХI века не ограничиваются переделами Европы. Энергетическая безопасность - это глобальный вызов, требующий глобальных решений. Это именно тот аспект, где 'восьмерка' - эффективна. Мы должны указать путь и принять новую систему принципов, которая даст возможность всем нациям сделать свой вклад в общую цель - надежную, стабильную и доступную энергию.
Сосредоточиваясь на энергии, мы не должны терять из поля зрения другой долгосрочной задачи нашего мира: покончить с бедностью. Мы должны сосредоточиться на ключевом достижении прошлогоднего саммита 'восьмерки' в Глениглзе - комплексном пакете ускорения прогресса Африки в направлении выполнения заданий развития тысячелетия.
Здесь ЕС также принадлежит ведущая роль: мы обязались удвоить помощь до 2010 года и обеспечить 80% из 50 миллиардов долларов, обещанных Африке в Глениглзе, а также постепенно выполнять наши обязательства по разрешению продажи в ЕС всех товаров из 50 беднейших стран мира, кроме оружия, без таможенных ограничений и квот.
Но мы должны выполнять свои обещания и в будущем. Вот почему Европа подчеркивала важность повестки дня по развитию. Мы пообещали беднейшим странам более простой доступ к энергии, мы продолжаем борьбу с такими заболеваниями, как СПИД, туберкулез и малярия, которые являются трудным и непомерным бременем для Африки; мы содействуем новым формам образовательного сотрудничества между развитыми и развивающимися странами, да и между самими развивающимися странами. Делая все это, лидеры 'восьмерки' будут ускорять изменения, а не просто терять время. Мы сохраним развитие в центре глобальных задач, там, где ему и надлежит быть.
Жозе Мануэл Баррозу - Президент Еврокомиссии
N114, п'ятниця, 14 липня 2006