Россия прошла долгий путь с тех пор, как в 1997 г. Борис Ельцин впервые принял участие в саммите 'большой семерки'. Местом встречи был Денвер, хозяином - Билл Клинтон, а человеком, привлекавшим к себе наибольшее внимание - недавно избранный Тони Блэр. Ельцина не пригласили к участию в обсуждении экономических вопросов, потому что Россия была слабой страной, зависимой от западной помощи.
Предстояло обсудить множество важных вопросов, например, ближневосточного урегулирования - так же, как сейчас. Но в тот момент налицо был неловкий и болезненный переход от Советского Союза к сильно уменьшенной России. Со временем 'семерка плюс Россия' превратилась в 'восьмерку', что стало признанием равноправного статуса России и польстило ее самолюбию. В эти выходные Владимир Путин окончательно подтвердит, что Россия стала полноправным участником клуба, возглавив саммит, проходящий в Санкт-Петербурге, городе, который Петр Великий замыслил как величественное 'окно в Европу', а российский президент сделал символом собственного активного правления и места России в мире.
Как место проведения саммита, так и его программа отражают усиление позиций России. Влияние Путина необходимо для решения насущных международных проблем: Ирана, Северной Кореи и тревожащей войны Израиля на два фронта с арабскими соседями. Также Запад нуждается в России из-за ее богатых природных ресурсов - а рекордные цены на нефть приносят рекордные прибыли - и хочет получить гарантии безопасности поставок. Рыночные реформы, богатство и стабильность России - хотя и на фоне разгула общества потребления и тревожащего роста бедности - означают, что Путин добьется членства России во Всемирной торговой организации, несмотря на опасения, вызываемые коррупцией и контролем государства над стратегическими отраслями промышленности.
Государственный энергетический гигант 'Газпром' будет продавать газ в США, а 'Аэрофлот' приобретет у 'Боинга' самолетов на миллиарды долларов. Такие глобальные вопросы 'восьмерки', как торговые переговоры раунда Дохи, ВИЧ/СПИД, образование, списание долгов и изменение климата будут рассмотрены в уже подготовленном коммюнике.
Однако, в каком-то смысле, речь идет о самой России и об отношении остального мира к ней. 'Большая восьмерка' считается клубом 'промышленно развитых демократических стран', но приверженность Путина демократии сомнительна. На этой неделе послы Британии и США демонстративно приняли участие во встрече демократических активистов, прошедшей под наблюдением наследников КГБ, к которому когда-то принадлежал Путин. На потенциальных возмутителей спокойствия устроили облаву, чтобы не допустить их на улицы Санкт-Петербурга. Но проблемы глубже: в 'управляемой демократии' Путина дело ЮКОСа, заключение в тюрьму Бориса Ходорковского [так в тексте - прим. пер.], атака на независимые неправительственные организации, ограничения полномочий Думы, некритичные СМИ и власть олигархов создают мерзкий душок авторитаризма.
Прибавьте ко всему этому политику России в 'ближнем зарубежье' и картина выглядит еще хуже. Москва не скрывала своего неприятия революций на Украине и в Грузии, равно как и своего сочувствия к Беларуси, 'последней диктатуре' Европы. Естественно, что использование поставок энергоносителей для запугивания Киева встревожило такие страны, как Польша и Германия, импортирующие российский газ. Победы в битвах с чеченскими террористами и даже уничтожение автора чудовищного бесланского теракта не решили сложнейших проблем, распространившихся по всему Кавказу.
Кремль вложил немалые деньги в создание России позитивного имиджа в год председательства в 'восьмерке', но Путин по-прежнему отвергает законную критику по этим пунктам, обвиняя Запад в мышлении понятиями холодной войны, неоколониальном высокомерии и стремлении ослабить и расчленить Россию. Это неверно и несправедливо. Страны Запада поддерживают демократию, гражданские права и свободу рынков потому, что они наилучшим образом гарантируют свободу, безопасность и стабильность во внутренней и внешней политике государств. Искренние друзья должны уважать независимость России, давая при этом понять, что стандарты, которых они придерживаются сами, универсальны и должны уважаться и за потемкинским фасадом показного саммита. Порой бывает трудно сказать откровенные слова гордому хозяину, особенно, когда он сидит во главе слова. Но именно так надлежит сделать.
____________________________________________________________
Если мы будем относиться к россиянам так, как они этого хотят . . . ("The International Herald Tribune", США)
Путин инкорпорейтед ("The Wall Street Journal", США)
С Россией нужно быть терпеливыми ("The International Herald Tribune", США)
Россия - блудный сын Европы? ("El Pais", Испания)