Лидеров ведущих промышленно развитых стран мира, встречающихся сегодня в Санкт-Петербурге на ежегодном саммите 'большой восьмерки', должно тревожить не только плачевное состояние демократии в стране-хозяйке саммита, но и усиление контроля государства над бизнесом и тяжкое бремя коррупции, которое несет российская экономика. Партнеры Кремля по 'большой восьмерке' должны подталкивать президента Владимира Путина к реформам - на благо его собственной страны. Здоровье экономики России в долгосрочной перспективе зависит от ее способности создать справедливые условия игры для инвесторов.
С каждым инцидентом, подобным конфискации телефонов Motorola стоимостью в миллионы долларов или отказу в визе ведущему иностранному инвестору, Россия выглядит все более рискованным местом для ведения бизнеса. Ключевое значение имеет уважение к правам собственности, но мелкий и средний бизнес регулярно сталкивается с шантажом или прямым грабежом. Ранее мы сообщали, что недавно парламентская комиссия выявила более 1400 случаев нечестного поглощения компаний только в 2005 г.
Возможно, скорая прибыль окажется невыгодной в долгосрочной перспективе, если международное сообщество решит, что игра не стоит свеч. Это очевиднее (и важнее) всего в энергетическом секторе, контролируемом государством. Путин сделал энергетическую безопасность центральной темой встречи 'восьмерки' - вполне логично, при нынешних высоких ценах и ведущей роли России как поставщика нефти и, в особенности, газа, по запасам которого она является мировым лидером. Но Западная Европа и Россия по-разному понимают то, что составляет энергетическую безопасность.
Путин хочет, чтобы газовый монополист концерн 'Газпром', на четверть обеспечивающий потребности Европы в газе, получил долгосрочные контакты. Он также хочет, чтобы другие страны позволили 'Газпрому' покупать акции в их распределительных и маркетинговых компаниях. Однако европейские лидеры все еще под впечатлением от того, как прошлой зимой Россия перекрыла газ Украине. Путин не может использовать 'Газпром' для давления на зарубежных лидеров, если он хочет, чтобы они считали газовый концерн нормальным партнером.
При высоких ценах на нефть и огромных прибылях россиянам легко представить себе, что они находятся в положении сильной стороны и отказываться идти на уступки. Но за фасадом силы скрывается слабость, которая даст о себе знать позже. Ряд ключевых месторождений 'Газпрома' на грани истощения, а во время январских холодов компания испытала спад производства. 'Газпрому' нужны иностранные инвестиции и технологическое ноу-хау в области разведки и добычи.
И, в отличие от нефти, заменитель которой найти трудно, газ, используемый для производства электричества, может быть заменен углем или ядерной энергией. Если россияне продолжат жесткую игру, то они могут остаться на поле одни, обнаружив, что находившиеся некогда под их властью импортеры обратились к более надежным поставщикам.
С другой стороны, Россия, кажется, вплотную подошла ко вступлению во Всемирную торговую организацию, которое долго блокировали Соединенные Штаты. Если она продемонстрирует уважение к власти закона и улучшит корпоративное управление, то, в конечном итоге, сможет создать зону свободной торговли с Европейским Союзом. Задача, стоящая перед другими лидерами 'восьмерки' заключается в том, чтобы помочь россиянам понять, что им нужно.
____________________________________________________________
Экономика России в руках новой властной элиты ("Le Figaro", Франция)
Европа: нельзя поступаться принципами ради российского газа ("The Financial Times", Великобритания)
Что может сделать Россия для энергетической безопасности ("The Globe And Mail", Канада)
Энергетический царь ("Forbes", США)