Основы разрядки были заложены в Заключительным акте Хельсинской конференции, заключенном в мрачный период 'холодной войны' в связи с попытками СССР заставить - с помощью угроз - Запад начать большой торг по согласованию принципов 'мирного сосуществования' и 'не имеющего обратной силы' разделения европейского континента на два лагеря. Правда, результат получился несколько отличным от задуманного: был создан документ, в котором излагались основополагающие принципы, и который закладывал основы уничтожения барьеров между народами Центрально-Восточной Европы и Западной Европы.
Накануне саммита 'большой восьмерки' в Санкт-Петербурге, разговоры о 'холодной войне' снова вошли в моду. Не проходит и дня без новых обвинений в сторону Запада, что он хочет ослабить Россию и укрывает ее врагов (большинство из которых сам же Кремль и вынудил отправиться в добровольную ссылку). В ответ Россия слышит обвинения в том, что она использует энергетический шантаж, чтобы реализовать свои неоимпериалистические амбиции.
От 'большой восьмерки' следует ожидать, в лучшем случае, скромных результатов. Но отношения России и Европейского Союза имеют гораздо большее значение, чем отношения между ней и 'большой восьмеркой' или Соединенными Штатами. Финляндия заявила, что во время ее срока председательства в ЕС высокий приоритет будет иметь вопрос взаимоотношений с Россией. Хельсинки, совместно с Еврокомиссией, пытается выработать общий подход в преддверье заключения нового 'более амбициозного' соглашения между ЕС и Россией. Некоторые задаются вопросом, правильно ли делать это именно сейчас, учитывая, что предыдущие задачи не были выполнены в полном объеме, и столько надежд пошло прахом. Но если вдруг новые переговоры состоятся, самое худшее, что может сделать Европа - это подражать знаменитым соглашениям, достигнутым в Хельсинки в 1975 году.
Первый урок: Европейский Союз должен четко сформулировать свои цели и выступать единым фронтом в деле их достижения. Плохая координация действий и отсутствие солидарности уже помешали недавнему сближению между ЕС и Россией, особенно стоит отметить публичную ссору между тогдашним председателем Совета и Еврокомиссией во время саммита ЕС-Россия, состоявшегося в Италии в 2003 году. Нам нужна не слабая Россия, а Россия сильная, стабильная, процветающая, идущая по пути все большей интеграции в Европу и мировую экономику и соблюдающая международные законы. Правда тут возникает вопрос, идет ли нынешнее российское правительство этим курсом?
Мы также хотели бы, чтобы другие страны-члены бывшего СССР стали стабильными, суверенными и процветающими государствами, существующими в гармонии друг с другом. Когда настанет нужный момент, мы должны будем открыть двери Союза таким странам, как Украина. Речь идет не о создании 'зоны влияния', так как представляется абсурдным пытаться разделить соседствующие страны, чьи народы и экономика тесно связаны друг с другом. Европейские члены НАТО не должны с благодушным одобрением взирать на ускоренные и искусственные шаги, предпринимаемые для вступления Украины и Грузии в НАТО. Эти страны должны сначала решить свои внутренние и пограничные проблемы. В настоящий момент их вклад в НАТО был бы скорее отрицательным, чем положительным.
Во-вторых, давайте оставим в стороне ложную и велеречивую риторику. Создание 'стратегического союза, основанного на общности интересов и совместных ценностях' является для ЕС целью на долгосрочную перспективу, но в данный момент Россия к этому союзу не стремится и не готова взять на себя соответствующие обязательства. Поэтому ЕС должен сохранить верность своим принципам и пошагово прагматично договариваться с Россией о сотрудничестве во всех областях, где лежат наши интересы.
В-третьих, с помощью 'громогласной дипломатии', безусловно, можно получить много броских заголовков в газетах, но пользы от этого нет никакой. Если 'холодные вояки' Запада ответят 'холодным воякам' России, и та, и другая сторона могут выпустить на волю примитивные силы.
В-четвертых, ЕС должен набраться терпением и заранее не определять сроки. Россия издавна отказывалась вести переговоры со слабой позиции. Этой зимой, когда случились перебои с поставками газа, ветер паники прокатился по всей Европе, и вновь замаячил призрак сильной и авторитарной России. Россия с одной стороны, 'себе на уме', а с другой - блефует, в основном, с прицелом на общественное мнение в стране. Россияне знают, что их стране жизненно необходимо сотрудничество с ЕС, который остается их самым крупным коммерческим партнером и самым прибыльным рынком для ее экспорта газа.
В-пятых, в соглашениях 1975 года было четко прописано, что в отношениях должны принимать участие не только правительства, но и народы, неправительственные организации. Несмотря на волну направленной против Запада критики, российский народ считает себя членом европейской семьи. В ходе недавнего опроса общественного мнения не менее двух третей населения заявили, что положительно относятся к ЕС, и только одна шестая часть отозвалась о нем с враждебностью. Тесные деловые отношения являются очень важными для сближения. Туризм и образование работают в том же направлении.
И, наконец, ЕС не должен слушать российских неоизоляционистов или представителей других организаций, которые пытаются оказывать давление на Запад, чтобы тот проводил 'новую политику сдерживания', напоминающую концепцию сдерживания былых времен. Мы должны, напротив, стремиться к заключению новые долгосрочных соглашений по как можно более широкому кругу вопросов, в основе которых должны лежать реальные интересы. Финляндия, как ни одна из стран, владеет искусством переговорного процесса с Россией: спокойно, но твердо, оперируя правильной информацией и конструктивно. Поэтому Финляндия является тем председателем ЕС, который как нельзя лучше подходит для нового этапа в наших отношениях со своим великим соседом.
Автор - бывший посол Великобритании в России. Соавтор трехстороннего отчета для Еврокомиссии: Сотрудничество с Россией: следующий этап.
____________________________________________________________
Запад до сих пор не понял, что Россия снова в игре ("Los Angeles Times", США)
России не место среди свободных стран ("The Baltimore Sun", США)
Если мы будем относиться к россиянам так, как они этого хотят . . . ("The International Herald Tribune", США)
Путин инкорпорейтед ("The Wall Street Journal", США)