Может быть, все дело в глобальных климатических изменениях, но метеорологи утверждают, что зимы в Центральной Европе становятся все холоднее. И уже этой зимой (или еще когда-нибудь в недалеком будущем), когда Дунай замерзнет, а Варшаву окутает снежное покрывало, 100 миллионов человек - граждане новых стран-участниц ЕС, верных союзников США - могут остаться без отопления.
Однажды этот кошмар может стать явью для стран региона (зимой для обогрева все они используют российский газ): достаточно, чтобы они разошлись с Москвой по какому-нибудь важному вопросу международной политики. Американцам подобный сценарий может показаться маловероятным, но беспокойство, которое вызывает у этих стран энергетическая политика России, имеет под собой все основания. Тому есть две причины: в прошлом Москва уже не раз использовала энергетические поставки в агрессивных целях, и сейчас она все больше стремится превратить свой газ в инструмент государства в ходе будущих кризисов.
Во-первых, у жителей Центральной Европы есть немало причин сомневаться в надежности поставок российских энергоносителей. В отличие от Западной Европы, куда российский газ всегда поступал бесперебойно, этим странам уже не раз приходилось столкнуться с приостановкой энергетических поставок Москвой по политическим причинам. Только прибалтийским государствам она в 1990-х гг. 11 раз перекрывала кран, безуспешно пытаясь подорвать их самостоятельность. Таким образом, энергетический кризис на Украине, который на Западе считают первым случаем такого рода, на самом деле стал лишь последним из целой серии политически мотивированных перебоев в поставках.
Во-вторых, учитывая этот опыт, центральноевропейцев нельзя упрекать за то, что они с сомнением относятся к утверждениям, что российская энергетическая политика определяется в первую очередь экономическими соображениями.
Хотя решение российского президента Владимира Путина повысить цену на поставляемый Украине газ отчасти и было связано с экономикой, Москва отлично умеет находить другие предлоги (в случае с Литвой, скажем, речь шла о 'технических осложнениях'), чтобы перекрывать вентиль странам, чьи действия идут вразрез с ее собственной политикой. Тот факт, что контрольный пакет акций энергетическго гиганта 'Газпром' принадлежит государству, в конечном итоге превращает эту компанию в мощное политическое оружие, от которого фактически нет защиты.
Позиции России еще больше усилятся после завершения строительства газопровода в Германию по дну Балтийского моря: это позволит ей отключить от газоснабжения, скажем, Польшу, не затрагивая при этом поставки в Западную Европу. Рассчитывать же на то, что Россия по доброй воле откажется от использования подобных рычагов в случае политической размолвки, центральноевропейцы не могут - они не настолько доверяют Москве.
Но даже если опасения Центральной Европы в отношении энергетической политики России справедливы, есть ли до этого дело Соединенным Штатам? И что, в любом случае, мы можем в этой связи предпринять?
Ответы на эти вопросы звучат так: 'да, есть' и 'можем, и многое'. Энергетическая ситуация в Центральной Европе куда сильнее затрагивает интересы Америки, чем это обычно считается, и, если страны региона падут жертвой российского шантажа, это нанесет ей немалый урон. Тот факт, что государства 'новой Европы' направили свои воинские контингенты в Ирак, убедительно доказывает, что они числятся среди самых надежных союзников США. Если их вынудят держать нейтралитет, или даже перейти в оппозицию Америке, Вашингтон лишится важных партнеров - и это в тот момент, когда США остро нуждаются в союзниках.
Американские лидеры должны всерьез отнестись к энергетической незащищенности Центральной Европы, и осознать возникающую в связи с этим опасность для американских интересов: нам следует активнее поддерживать своих союзников в регионе. Для этого необходимы три вещи.
Во-первых, Вашингтон должен дать понять Москве, что использование энергоносителей в качестве политического оружия против его союзников вызовет жесткую ответную реакцию США. Хотя выступление вице-президента в Вильнюсе было шагом в правильном направлении, одного этого недостаточно; американские лидеры должны постоянно подчеркивать свою решительную поддержку стремления центральноевропейских государств к энергетическим взаимоотношениям, свободным от 'монополизма, навязывания цен и шантажа'.
Во-вторых, Госдепартамент США должен публично отреагировать на призыв польского правительства к созданию новой евроатлантической энергетической организации. С тех пор, как Варшава озвучила это предложение, прошло уже три месяца, но Вашингтон до сих пор обходит его молчанием. Даже если время для 'энергетической НАТО' еще не пришло, США должны выразить интерес к обсуждению этой инициативы.
Наконец, Вашингтон в сотрудничестве с центральноевропейскими столицами должен разработать план действий по нейтрализации масштабного энергетического демарша по украинскому сценарию против кого-либо из его союзников в регионе. Америка, конечно, не в состоянии снизить зависимость Центральной Европы от российского газа, но она может способствовать осуществлению инициатив регионального масштаба, не позволяющих Москве 'выкручивать руки' отдельным странам - вроде недавно высказанной идеи о создании сети взаимосвязанных трубопроводов, позволяющих компенсировать последствия перебоев с поставками. Поддержка этой инициативы - своеобразного эмбрионального варианта Международного энергетического агентства в региональном масштабе - помешает Москве 'разбираться' с нашими союзниками поодиночке и создаст основу для сотрудничества на новом, евроатлантическом уровне.
Все это, конечно, лишь первые шаги, но если они будут сделаны, внешняя политика США станет более последовательной, а Америка продемонстрирует солидарность с союзниками в регионе. Если же осуществить их сейчас - в период саммита 'большой восьмерки' - это станет гарантией, что центральноевропейцам не придется мерзнуть зимой из-за отсутствия российского газа.
Майкл Выгановский - генеральный директор Центра по анализу европейской политики (Center for European Policy Analysis), нового исследовательского института, специализирующегося на проблемах Центральной Европы. Эта структура является филиалом Национального центра политического анализа (National Center for Policy Analysis).
____________________________________________________________
Путину предстоит еще многое доказать европейцам ("The Financial Times", Великобритания)