Уйдя в начале 90-х годов из КГБ, Путин получил ученую степень в области экономики, защитив диссертацию в горном институте Санкт-Петербурга, города, где на этой неделе он в качестве президента России проводит саммит "большой восьмерки" на тему энергетической безопасности. Путин озаглавил свою диссертацию "Стратегическое планирование региональных ресурсов при формировании рыночных сил" (точное название - "Стратегическое планирование воспроизводства минерально-сырьевой базы региона в условиях формирования рыночных отношений" - прим. пер.).
В 1999 году, перед тем как тогдашний президент России Борис Ельцин назначил его премьер-министром, тогда еще мало кому известный аппаратчик опубликовал статью в столь же малоизвестном академическом журнале. В ней автор убедительно утверждал, что "потенциал природных ресурсов России определяет ее особое место среди промышленно развитых стран". Эти ресурсы, особенно огромные запасы нефти и газа, могли помочь обессиленной и поставленной тогда на грань банкротства России "восстановить свою былую мощь".
Выступая в апреле 2005 года с обращением к нации (это было во второй его президентский срок), значительно осмелевший Путин угрожающе заявил, что "распад Советского Союза был величайшей геополитической катастрофой 20-го века". За шестилетний промежуток времени между двумя этими событиями многое изменилось. Цены на нефть выросли более чем на 400 процентов, поднявшись с 10 долларов за баррель в начале 1999 года до 50 долларов в апреле 2005-го. Объем добычи тем временем увеличился на 50 процентов - с 6 до 9 миллионов баррелей в день.
1 января этого года Путин прекратил подачу газа Украине, в недалеком прошлом второй по величине советской республике. Сделал он это после того, как Украина отказалась уступить контроль над проходящим по ее территории трубопроводом, по которому российский газ поступает в страны Евросоюза. Российское давление возымело действие. Хотя Украина согласилась лишь на 90-процентное увеличение цены на газ (Россия требовала 400-процентного повышения), новая цена была гарантирована только на несколько месяцев. А Россия, в свою очередь, добилась стратегической цели, получив крайне низкие тарифы на транзит своего экспортного газа на следующую четверть века.
Такая силовая тактика заставила вице-президента США Дика Чейни (Dick Cheney) предупредить Россию о недопустимости "запугивания и шантажа, как путем манипуляции с поставками, так и путем монополизации транспортировки". Предупреждение это было проигнорировано. В 1999 году, когда Путин еще только маневрировал, чтобы сменить на посту президента Ельцина, свежеиспеченный глава Венесуэлы Уго Чавес (Hugo Chavez) своими собственными руками реанимировал находившуюся в коматозном состоянии организацию ОПЕК, показав, как ограничения на добычу могут привести к росту цен. Россия также помогла обеспечить высокий дефицит нефти на мировых рынках за последние полтора года, существенно снизив темпы роста собственной добычи. За три года (2000-2002 гг.) объем российской добычи увеличился на 1,33 миллиона баррелей в день (среднегодовое увеличение составляло примерно 450000 баррелей в день).
В следующие два года (2003-2004 гг.) объем этот вырос на 1,4 миллиона баррелей в день (среднегодовое увеличение составляло примерно 700000 баррелей в день). А в прошлом году темпы роста нефтедобычи в России составляли лишь 260000 баррелей в день. Цены продолжали ползти вверх. Министерство торговли сообщило на прошлой неделе, что импорт нефти в США в мае составил в стоимостном выражении рекордный показатель в 28 миллиардов долларов (годовой показатель может быть равен почти 350 миллиардам долларов). В этом месяце ежедневный импорт нефти достиг едва ли не рекордного показателя в 14 миллионов баррелей в день.
Тем временем, на Нью-Йоркской товарной бирже на исходе пятницы цены на нефть составили 78,40 доллара за баррель. Это почти в восемь раз выше минимальной цены 1998 года.