Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обрести в России Путина полноценного партнера

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Проведенный в России саммит 'большой восьмерки' высветил роль Москвы как посредника при решении проблем США и Европы. Однако непросто справиться с кризисами, подобными ближневосточному, когда США и Россия пререкаются из-за таких пустяков, как санитарные экспертизы импортного мяса

Проведенный в России саммит 'большой восьмерки' высветил роль Москвы как посредника при решении проблем США и Европы. Однако непросто справиться с кризисами, подобными ближневосточному, когда США и Россия пререкаются из-за таких пустяков, как санитарные экспертизы импортного мяса.

После того, как в минувшие выходные две стороны не смогли договориться об условиях вступления России, занимающей второе место в мире по производству нефти, во Всемирную торговую организацию, атмосфера санкт-петербургского саммита стала более прохладной. США - единственный из 149 членов ВТО, все еще блокирующий вступление России.

Эта патовая ситуация - вопрос не только завершения многолетних переговоров, заходящих в тупик из таких проблем, как возможность инспектировать американские бойни для российских ветеринаров. Скорее, эти переговоры и, что еще важнее, возможная двусторонняя договоренность о вступлении в ВТО, которая осенью будет представлена на утверждение Конгресса, говорят о том, что через 15 лет после окончания 'холодной войны' США готовятся к пересмотру своего видения России.

В эти 15 лет Вашингтон стремился помочь постсоветской России стать похожей на демократическую страну с рыночной экономикой в западном стиле, которая в глобальных делах была бы младшим партнером. Но все большее разочарование политикой президента Владимира Путина - особенно в Конгрессе - привело к тому, что США сменили позицию на более жесткую. В мае вице-президент Дик Чейни озвучил новый подход, заявив, что Россия 'может быть стратегическим партнером и надежным другом', но только если она примет 'международные' ценности.

Для США одним из способов внедрения этих ценностей является ужесточение условий вступления России в ВТО. Например, договор [о вступлении] обязывает страну улучшить свою судебную систему для того, чтобы иностранным инвесторам было гарантировано справедливое отношение в соответствии с верховенством закона. Это может быть также использовано для того, чтобы сократить влияние государства на экономику, которое, в случае России, только увеличилось с усилением контроля Кремля над богатыми природными ресурсами страны и реализацией принципов 'ресурсного национализма', то есть, использования экспорта топлива в качестве дипломатического оружия.

Однако ужесточение позиции США на многих фронтах привело к пробуждению в Москве традиционного страха перед изоляцией. Оно также может нанести ущерб экономике страны, на первый взгляд, здоровой и растущей на нефтедолларах, но на самом деле страдающей от бедности и сокращения населения.

Слишком настойчивое подталкивание России к внутренним реформам или требования встать на сторону США по таким вопросам, как иранский, могут привести к неприятным последствиям. Все может кончиться тем, что Кремль еще сильнее почувствует необходимость бороться с внутренней оппозицией или дружить с врагами США.

Знаком того, что администрация Буша, возможно, готова ослабить свое давление, является резкая смена курса США в области сотрудничества с российскими программами по производству ядерного топлива в мирных целях - многие годы такое сотрудничество было невозможным. Но о реальной смене позиции будут свидетельствовать детали соглашения о ВТО. Тогда от Конгресса, который может заблокировать или одобрить это соглашение, будет зависеть, станет ли Москва полноценным партнером в глобальных делах.

Как реальное значение, так и символичность вступления России в ВТО могут сыграть большую роль в том, каким будет сотрудничество двух стран в будущем. Путину придется ответить на много вопросов по поводу того, как он управляет Россией. Но слишком сильная реакция США может лишь привести к новой "холодной войне".

____________________________________________________________

Запад чувствует леденящее дыхание русского национализма ("The Times", Великобритания)

Улыбочку, г-н президент! ("The Observer", Великобритания)

Коронация 'Владимира Великого' ("Le Figaro", Франция)

Россия стала богаче и смелее ("The Economist", Великобритания)

"Суверенная демократия" Путина ("The Washington Post", США)

Не стоит проявлять наивность по отношению к России ("Le Figaro", Франция)