"Руси есть веселье пити, не можем без того быти", - сказал князь Владимир, правивший в Киевской Руси в Х веке, и выбрал в качестве религии для своего народа христианство, а не проповедующий трезвый образ жизни ислам. Никогда еще в России так не 'веселились', как за последние пять лет, когда страна 'купалась' в нефтедолларах: алкогольные напитки из любой страны, изобилие водки российского производства продавались и в ларьках, и в элитных винных бутиках по ценам от заоблачных до вполне доступных.
Но 'веселье' резко закончилось 1 июля с.г. В связи с необходимостью улучшения регулирования рынка алкогольной продукции и сбора акцизов, правительство приняло постановление, что, начиная с этой даты, и российская алкогольная продукция, и импортные бутылки со спиртным, которых на складах российских ритейлеров и оптовых поставщиков по некоторым оценкам находилось порядка 200 миллионов, должны быть промаркированы новыми современными акцизными марками. Продажа или хранение бутылок со старыми марками грозит штрафом в 1,500 долларов и потерей лицензии на продажу спиртного. С той же даты любые сделки по алкогольной продукции объявлялись нелегальными, если не были зарегистрированы в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС).
Государство также обязало розничных виноторговцев удвоить их уставной капитал с 18,500 до 37,000 долларов, а также повысило стоимость лицензии на розничную продажу спиртного с 220 до 2,200 долларов.
Как только крупные московские сети супермаркетов осознали, что не успеют во время перемакировать бутылки, они устроили распродажу своих винных запасов, стараясь успеть до часа 'Х'. Вина, которые стоили от 15 до 25 долларов уходили по цене, не превышающей два бакса. Спустя неделю после 1 июля, по меньшей мере, 15 тысяч маленьких магазинов, среди которых были и дорогие винные бутики, закрылись. Импортное спиртное размели с полок, на которых теперь одиноко красуются бутылки безалкогольного немецкого вина. Шикарное 'Боско Кафе' на Красной Площади, славящееся своими коктейлями и изысканной картой вин, теперь на аперитив предлагает заурядные джин или виски, а клиенты заведения по причине полного отсутствия белого вина, вынуждены запивать рыбные блюда сильно подорожавшим 'Кьянти' из оскудевших запасов 'Боско'.
Ритейлеры чуют заговор. 'Это - первые шаги к восстановлению государственной монополии на торговлю алкоголем', - говорит Вера Нефедова, генеральный директор частной компании 'Винкрофт', которой принадлежит сеть из четырех супермаркетов в Москве. Государство настроено уничтожить малые предприятия, а другие заставить объединиться, считает она: 'Тогда им будет проще осуществлять централизованное регулирование'. Может быть, она права. Прошлым летом президент России Владимир Путин поддержал идею восстановления госмонополии на производство и дистрибуцию этилового спирта.
А пока новые законы приводят не к тем результатам, которых от них ждали. Для перемаркировки бутылок ритейлеры возвращают их поставщикам. В срок была изготовлена лишь небольшая часть акцизных марок. Импорт тоже пострадал. В течение первой недели после ввода новых правил, в Россию было ввезено только 1,8 миллионов бутылок с новыми марками, что дало всего 5 процентов от обычного еженедельного дохода от импорта. Судя по всему, электронная база данных также несовершенна. ЕГАИС может поддерживать одновременную работу всего десяти пользователей, если в нее заходит больше народа - она просто 'падает', сообщает московская газета 'Коммерсант'. 'Сегодня я не могу предложить своим покупателям импортные спиртные напитки, а завтра не смогу предложить и российскую водку, - говорит Нефедова. - Поставки сойдут на нет'.
Судя по всему, правительство понимает, что сложилась проблемная ситуация. Всего за три дня до 1 июля премьер-министр Михаил Фрадков, столкнувшись с проблемой пустых прилавков в магазинах и быстрым сокращением доходов, был вынужден продлить на шесть месяцев срок, выделенный на перемаркировку. По информации радиостанции 'Эхо Москвы', всего за одну неделю доходы российской розницы упали на 20 процентов, а бюджет недополучил 188 миллионов долларов поступлений. Андрей Ткемладзе, генеральный директор модной сети московских супермаркетов 'Азбука вкуса' считает, что на восстановление рынка алкогольной продукции потребуется, по меньшей мере, шесть месяцев, а тем временем, цены взлетели на 30 процентов, поскольку производители, поставщики и ритейлеры пытаются возместить понесенные ими убытки.
Но стоимость выпивки никогда служила препятствием для нации, рвущейся к своему 'веселью'. Русские затянут пояса потуже, сэкономят на всем, но не лишат себя радости выпить чего-нибудь горячительного. Некоторые из них, судя по всему, произнесут тост за бюрократию.
___________________________________________________________
Кошмар для пьющих, катастрофа для торговцев алкоголем ("The New York Times", США)