Несколько месяцев назад ситуация выглядела так, как будто предметом обсуждения на саммите "Большой восьмерки", который намечался в России, будет сама Россия. Под руководством президента Владимира Путина Россия отступила от демократических идеалов, к которым она стремилась, когда ее приглашали в "восьмерку"; в речи, произнесенной в мае в Литве, вице-президент Чейни (Cheney) подверг критике этот отход, обвинив правительство Владимира Путина в несправедливом ограничении прав граждан. Однако за три дня, которые длился завершившийся вчера саммит, количество попыток призвать г-на Путина к ответу было ограничено - и г-н Путин с удовольствием их парировал.
Президент Буш (Bush) затрагивал тему российской политики с почтением. "Это будет демократия по-русски, - уступил он, вторя кремлевским рассуждениям. - Я не думаю, что Россия будет похожа на Соединенные Штаты". Премьер-министр Великобритании Тони Блэр (Tony Blair) придерживался такой же позиции, говоря, что он поднимет вопрос о демократии "без разнесения в щепки номера отеля". Однако этот джентльменский подход не подействовал на г-на Путина. Когда г-н Буш порекомендовал для России демократические реформы, г-н Путин ударил по самому больному месту: "Мы, конечно, не хотим такой же демократии как в Ираке", - сказал он. На вопрос о процветающей в России коррупции г-н Путин предположил, что в данном вопросе экспертами могут быть англичане, упомянув скандал с финансированием избирательной кампании, в котором был замешан г-н Блэр.
Если г-н Путин ведет себя подобным образом на глазах у всего мира, то нас ждут безрадостные времена. Российский лидер уже подавил независимые средства массовой информации. Он урезал полномочия российского парламента и лишил независимости судебную систему. Он отменил демократию в регионах, заменив избираемых губернаторов кремлевскими назначенцами. Любого, кто бросает вызов власти г-на Путина, ждет полулегальное наказание: налоговые проверки, иски, чинимые властью препятствия в деле открытия новых офисов или проведения митингов.
Однако для г-на Путина этого не достаточно. В субботу на страницах нашей газеты Маша Липман призвала обратить внимание на "избирательную" реформу, которая укрепила доминирование партии "Единая Россия", вся политика которой заключается в поддержке Кремля. Одна из предусмотренных реформой мер предоставляет Кремлю более 60 предлогов для недопущения нежелательных кандидатов или партий к участию в выборах; другая разрешает "досрочное голосование", в ходе которого бюллетени доставляются к избирателям, находящимся в отдаленных местах, где наблюдатели за выборами не могут следить за процессом голосования - что является хорошо известным способом фальсификации результатов. Другими словами, остается все меньше и меньше надежд на то, что намеченные на 2008 год президентские выборы в России будут представлять собой открытое или справедливое состязание. Мы очень надеемся на то, что когда г-н Буш говорит о "демократии по-русски", он имеет в виду нечто отличное от вышеописанного.