Когда речь заходит о бедности, мир становится рассеянным. Нагляднее всего это было продемонстрировано на саммите "большой восьмерки", который завершился в понедельник. Его повестка дня, и без того не слишком ориентированная на проблемы развивающегося мира, была фактически "похищена" текущими событиями.
Всего год назад нищета в мире была темой #1 на саммите в Глениглсе (Шотландия). Там лидеры промышленно развитых стран выработали вселяющее надежду соглашение об облегчении огромного долгового бремени многих стран третьего мира и об увеличении помощи их развитию.
Повестку дня выбирает принимающая сторона, и у России, председательствующей в "восьмерке" в этом году, были другие интересы. Президент Владимир Путин предпочел сосредоточить внимание на энергетической безопасности, инфекционных заболеваниях (главным образом, на птичьем гриппе, который пока практически не представляет угрозы для человека, в отличие от действительно смертельных болезней - малярии и СПИД) и образовании.
Получилось все не совсем так, как хотела Россия, частично из-за разгоревшегося конфликта между Израилем и ливанской террористической организацией "Хезболла", который отвлек на себя значительную часть времени и внимания съехавшихся в Санкт-Петербург лидеров. (Более того, из-за него президент Буш во время беседы с премьер-министром Великобритании Тони Блэром произнес нецензурное слово, думая, что их никто не слышит. Это моментально затмило более важные новости саммита.) Но бедные мира потеряли гораздо больше, чем россияне. Не было предпринято никакой попытки развить прошлогодний прогресс или обеспечить выполнение обещаний, данных в Глениглсе.
Пожалуй, больше всего разочаровала неспособность саммита добиться реального прогресса по раунду переговоров ВТО в Дохе, посвященному сокращению поддержки сельского хозяйства и тарифов в промышленно развитых государствах, поскольку они препятствуют аграрным странам выбраться из бедности при помощи торговли. Лидеры "восьмерки" произнесли несколько пустых слов о Дохе, о том, что они намерены прийти к соглашению в течение месяца. Но не было сделано никаких новых предложений, и вряд ли можно надеяться, что министры торговли смогут урегулировать свои разногласия, тем более, что США и Евросоюз заняты игрой в "гляделки", отказываясь пошевелиться, пока соперник не моргнет первым.
Представителям торгового ведомства США каким-то образом удается сохранять невозмутимость, когда заходит речь об обязательстве сократить субсидии фермерским хозяйствам, одновременно не отказываясь от предложения, по которому верхняя граница таких выплат будет установлена в 22,6 млрд. долларов в год, что на 3 млрд. больше, чем было выплачено в прошлом году. Но, по крайней мере, это лучше, чем "косметическое" предложение Европы, которое позволит ЕС повышать субсидии и дальше.
В понедельник канцлер Германии Ангела Меркель пообещала сделать бедность главным приоритетом саммита "восьмерки" в следующем году, когда он пройдет в ее стране. Это вселяет определенную надежду. Было бы наивно полагать, что если бы события на Ближнем Востоке не приняли такой страшный поворот, то саммит достиг бы гораздо большего прогресса по вопросам торговли или бедности. Но жест Меркель хотя бы показывает, что движение за решение самых насущных проблем мира не прекратило свое существование.
____________________________________________________________
Конец Pax Americana? ("The Independent", Великобритания)
Западные демократии не обязаны беспрекословно короновать нефтяного царя ("El Pais", Испания)
Великая миссия Америки ("Gazeta Wyborcza", Польша)
От дружбы к скандалам ("The Washington Post", США)