Адвокат по гражданским делам Роберт Амстердам считает, что Запад приносит демократию в жертву прибыли
Если российская государственная компания 'Роснефть' начнет на этой неделе размещение своих акций стоимостью 11 млрд. долларов на Лондонской фондовой бирже, то инвесторы могут оказаться соучастниками отмывания украденных денег - по крайней мере, так считает Роберт Амстердам. Амстердам - адвокат Михаила Ходорковского, бывшего самым богатым человеком России в те годы, когда он возглавлял гигантский нефтяной концерн ЮКОС.
Возможно, бедственное положение Ходорковского ускользнуло от внимания многих на Западе - олигарх был арестован в 2003 г. по обвинению в мошенничестве, расхищении и уклонении от уплаты налогов; в ходе судебного процесса, начавшегося в 2004 г. он был в 2006 г. приговорен к девяти годам лишения свободы. Но Амстердам намерен изменить это и считает IPO 'Роснефти' шансом вновь привлечь внимание к своему клиенту.
Амстердам, юрист из Канады, бывший в центре одного из самых громких дел последних трех лет, привык к подобной политической борьбе. Защищая Ходорковского, он превратился из адвоката в странствующего пророка, возвещающего о распространении 'энергетического империализма' президента России Владимира Путина.
Кремль, по словам Амстердама, пытается 'скрыть неприглядные моменты истории с ЮКОСом, Ходорковским и показного процесса над ним'. IPO - самое настоящее 'государственное воровство', и всякий, кто покупает акции, вступает в сговор в атмосфере безнаказанности, позволяющей Кремлю действовать, не обращая особого внимания на международное право.
Амстердам не одинок в своем мнении. На моральный аспект IPO указали, в частности, Джордж Сорос (George Soros) и Министерство иностранных дел и по делам Содружества. 'Роснефть', обладающая 19 млн. баррелей в нефтяном эквиваленте, является одной из крупнейших компаний в мире. Своим богатством она обязана приобретению 'Юганскнефтегаза', производственной компании, которую ЮКОС был вынужден продать, чтобы заплатить по требованию Кремля огромную налоговую задолженность.
Приобретение 'Юганскнефтегаза' Роснефтью было воспринято как попытка государства создать крупнейшую национальную нефтяную компанию, а разгром ЮКОСа - как часть политически мотивированной кампании против Ходорковского.
Своим воинственным, прямолинейным стилем Амстердам вызвал враждебность Кремля. В сентябре прошлого года, через несколько часов после того, как была выслушана и немедленно отклонена апелляция против приговора Ходорковскому, сотрудники ФСБ явились к Амстердаму посреди ночи и сообщили ему, что он должен покинуть территорию Россию в течение 24 часов.
Амстердам перебрался в Лондон, но проводит время в бесконечных разъездах, выступая в защиту своего клиента и обращаясь ко всем, кто пожелает слушать, 'с самой высокой горы самым громким голосом'. Недавно он встретился с Гарри Каспаровым, бывшим чемпионом мира по шахматам, ставшим демократическим политиком, и Лехом Валенсой (Lech Walesa), a также посетил Бундестаг.
Возможно, разговоры о нравственности не подействуют на практичных инвесторов, но 'опасный прецедент' этого IPO является, по словам Амстердама, угрозой любому другому инвестору в России.
Устроив дело ЮКОСа, основанное на налоговых претензиях, предъявленных компании задним числом, а затем проведя IPO 'Роснефти', Кремль, по словам Амстердама, положил конец 'безопасности собственности' в стране.
Почему это волнует юриста человека, осужденного на восемь лет тюрьмы в далекой Сибири, - вопрос открытый. Но Амстердам считает, что 'безнаказанность', с которой Россия 'незаконно' провела расчленение компании, некогда принадлежавшей его клиенту, прямо связана с судьбой самого Ходорковского.
По словам Амстердама, пока правительства, финансовые институты, участвовавшие в оценке стоимости 'Юганскнефтегаза' и IPO 'Роснефти' и партнеры России в энергетической области будут закрывать глаза на такие факты, как дело ЮКОСа и Ходорковского, его клиент останется в тюрьме.
В России Амстердама называют не иначе, как пиарщиком Ходорковского и обвиняют в 'политизировании'. Но, говорит Амстердам, именно коррумпированность московского 'показного процесса' вынудила команду юристов сделать его защиту публичной: 'Когда суды используются в качестве декораций, альтернативы нет'.
Внеюридический характер 'проекта', как команда адвокатов Ходорковского и его доверенные лица называют кампанию по его освобождению, привел Амстердама в область энергетической политики. Ходорковский, по его мнению, - 'заложник' Кремля и его империалистических амбиций и до тех, пор, пока Запад не распознает эти амбиции, Ходорковский останется в тюрьме.
Но для начала, считает Амстердам, Россию нужно заставить подчиниться верховенству международного права и принять, в частности, Европейскую энергетическую хартию - договор, регулирующий международное сотрудничество в области энергетики. 'Когда Россия начнет признавать верховенство закона в любой области - но, особенно, в энергетической, тогда начнется освобождение моего клиента'.
Амстердам говорит: 'Культура безнаказанности отправила Ходорковского в тюрьму. Он станет символом разрушения власти закона в России. И в тот момент, когда россияне начнут нести ответственность за свои действия, наступит психологическая перемена, которая, по моему мнению, начнет открывать дверь тюрьмы'.
Амстердам не виделся с Ходорковским после отклонения апелляции. В настоящее время его клиент заключен в 'концентрационный лагерь' недалеко от Краснокаменска. В начале года сокамерник полоснул Ходорковского ножом по лицу. Это прибавляет веса словам Амстердама о том, что пока его главная задача - сохранить жизнь своему клиенту.
____________________________________________________________
Роберт Амстердам: это позор - разрешать продажу "краденого" ("The Independent", Великобритания)
Российское предложение акций - мутная смесь нефти и политики ("The Washington Post", США)
Открытая подписка на акции российских энергетических компаний - ловушка для простофиль ("The Washington Post", США)