Президент Джордж Буш отмахнулся от предложенной Тони Блэром своей кандидатуры для поездки на Ближний Восток в качестве миротворца, поскольку решил, что для этой роли лучше подходит Кондолиза Райс. Для британского премьер-министра это явилось венцом его участия в саммите 'большой восьмерки', которое и так изобиловало неприятными моментами.
Этот пренебрежительный отказ прозвучал во время их частной беседы перед случайно не выключенным микрофоном. Это была последняя из неудач, которые преследовали Блэра в течение всех выходных, когда он пытался снова блеснуть в роли мирового лидера, которая ему особенно удалась на прошлогоднем саммите 'большой восьмерки' в Глениглсе.
На закончившейся вчера встрече в Санкт-Петербурге, г-н Блэр изо всех сил лоббировал два вопроса - климатические изменения на планете и проблемы международной торговли, - которые он хотел поставить во главу угла повестки дня.
Премьер министр даже прибегнул к своему личному авторитету, когда выдвинул предложение отправить в Ливан расширенный контингент миротворческих сил ООН, хотя вчера ему пришлось признаться, что случится это или нет, остается 'под вопросом', в то время, когда другие державы не скрывали свой скепсис по этому поводу.
Его непредназначенный для чужих ушей разговор с президентом США является уникальным свидетельством их реальных взаимоотношений, от первых слов Буша: 'Йоу, Блэр. Как дела-то?', и заканчивая эвфемизмом, которым тот охарактеризовал тупиковую ситуацию в Ливане.
Буш и Блэр разговаривали перед началом делового обеда в Константиновском дворце Санкт-Петербурга, не догадываясь, что их слышит полмира, благодаря звукооператору, который с утра вел в прямом эфире трансляцию для американского телеканала. К тому времени, когда Блэр заметил включенный микрофон, оба лидера успели легкомысленно поведать внешнему миру свое мнение по разным вопросам, а также приоткрыли завесу над тайной, кто же из них на самом деле является боссом.
Из расшифровки их разговора, сделанной Sky News, ясно видно, как Буш просто отмахнулся от предложенной премьер-министром своей кандидатуры для поездки на Ближний Восток, и сказал: 'Думаю, что туда Конди скоро поедет'.
Блэр сделал еще одну попытку и предположил, что США просто не могут себе позволить отправить своего Госсекретаря в этот регион - вдруг она, не дай бог, вернется ни с чем. А вот он, Блэр может поехать и 'просто поговорить'. Позже во время пресс-конференции Блэр подтвердил, что поездка не состоится.
Буш также не скрывал своего раздражения по поводу того, что другие государства не оказывают достаточно сильного давления на Сирию, которая, как считают оба лидера, может контролировать действия 'Хезболлы'. 'Нужно заставить Сирию, чтобы она заставила 'Хезболлу' прекратить всю эту фигню, - и все дела', - заметил он.
Такая манера общения Буша была для Блэра одним из разочаровывающих моментов этого трехдневного саммита.
Климатические изменения, которые Блэр считает одной из самых важных долгосрочных проблем для нашей планеты, были лишь вскользь упомянуты на этом саммите, где доминировали вопросы, связанные с ближневосточным кризисом, и первую скрипку играли две державы, - США и Россия - для которых самым важным было защитить свои интересы в энергетической области. Правда, когда премьер-министр будет сегодня отчитываться перед Палатой Общин, он, скорее всего, отметит, что в Санкт-Петербурге все лидеры признали важность проблем, связанных с изменениями климата.
Блэр ненавязчиво выразил свою обеспокоенность ситуацией с соблюдением прав человека в России, от которой президент Путин дважды отмахнулся. Сначала он отпустил шутку в сторону премьер-министра по поводу недавнего ареста его друга лорда Леви (Lord Levy). Позже он обвинил правительство Великобритании в нежелании выдать чеченского боевика Ахмеда Закаева, которого Россия хочет привлечь к суду за совершенные им террористические действия.
Блэр опасался, что его усилия возобновить дискуссию по вопросам международной торговли, также закончатся ничем. В ходе своей частной беседы с Джорджем Бушем он сказал, что 'может быть, это - вообще невозможно'. Но позже в ходе своей пресс-конференции он заявил, что его надежды оправдались, и во время 'обеденного' обсуждения, которое вела канцлер Германии Ангела Меркель, все участники согласились с необходимостью искать компромиссные решения этого вопроса.
Правда, есть еще один момент, который может заставить Блэра почувствовать себя униженным - его инициатива отправить в Ливан миротворческие силы ООН после достижения договоренности о прекращении военных действий. Блэр предложил направить в Ливан международные миротворческие силы, в количестве, превышающем настоящий контингент из 2000 ганских и индийских миротворцев, находящихся на ливано-израильской границе. Позицию Блэра ослабляет его нежелание отправлять в Ливан британских солдат. Министры иностранных дел европейских стран поддержали в принципе предложение о миротворцах, но не разработали пока никакого четкого плана действий по данному вопросу.
____________________________________________________________
Йоу, Блэр, или что подслушано на саммите ("The Independent", Великобритания)
Буш 'без протокола': экспрессивно, но недипломатично ("The New York Times", США)
А не Путин ли нажал на кнопку? ("Channel 4", Великобритания)
Разговор по душам с Бушем: прием нормальный ("The Washington Post", США)
Путин блефует - Запад бросает карты ("The Financial Times", Великобритания)
Так правда ли, что Буш слишком туп, что быть президентом? ("Los Angeles Times", США)
Едкие шутки Путина больно ранят лидеров 'восьмерки' ("The Times", Великобритания)
А про Путина и холодец анекдот слышали? ("Los Angeles Times", США)