Саммит 'большой восьмерки' в Санкт-Петербурге завершился без ожидаемой кульминации, поскольку президенты Владимир Путин и Джордж Буш объявили еще в субботу, что США и Россия не пришли к соглашению по поводу вступления России в ВТО.
По словам президентов, договоренность была уже близка, однако после встречи помощники президентов заявили о том, что соглашение вряд ли будет достигнуто в ближайшее время. Главными спорными вопросами остаются экспорт американской сельхозпродукции в Россию, банковские услуги и авторские права.
Россия ведет переговоры о вступлении в ВТО уже больше 12 лет.
На саммите 'большой восьмерки', в соответствии с официальной программой, обсуждали и правила игры на энергетическом рынке. В воскресенье другие страны вынудили Россию пообещать, что она откроет энергетические рынки для иностранных инвесторов. В совместной резолюции 'большая восьмерка' выразила стремление к прозрачности, конкуренции и инвестиций увеличению в энергетической сфере.
Резолюция, однако, не имеет никакой юридической силы.
Россия отказалась ратифицировать Энергетическую хартию, в которой содержатся гарантии международных энергетических поставок. ЕС стремился заставить Россию принять эти обязательства с тех пор, как в январе Россия приостановила поставки газа на Украину из-за разногласий по поводу цен.
Россия поставляет в страны ЕС четвертую часть необходимого природного газа. Экспорт газа является привилегией российского государственного концерна 'Газпром', и эту привилегию торговые партнеры с помощью свободной конкуренции хотят устранить.
У России, однако, нет причин спешить с открытием рынка экспорта энергоносителей. Президент Путин сообщил, что к обязательствам можно будет перейти тогда, когда у 'Газпрома' будут гарантии достаточного спроса на природный газ.
Чтобы гарантировать спрос 'Газпром' стремится к углублению сотрудничества, в частности, с немецкими поставщиками газа, по этой же причине 'Газпром' пытался купить британскую компанию Centrica.
С точки зрения экономической деятельности 'Газпрома', стратегия вполне обоснованная, так как приближение к конечному потребителю во всей цепочке дает большие экономические выгоды. Однако, во многих странах возможность продажи местных энергетических компаний русским - политически чувствительная тема, так как в этом случае Россия будет контролировать всю цепочку поставки.
Россия обосновала свое нежелание ратифицировать Энергетическую хартию тем, что содержащиеся в ней правила неэффективны и не соответствуют требованиям времени. Однако, из-за роста политического давления Россия, по словам министра энергетики Виктора Христенко, готова ратифицировать хартию при двух условиях. Во-первых, 'Газпром' должен получить долгосрочные контракты и доступ в энергораспределительную сеть в странах ЕС. Во-вторых, ЕС должен решить, у кого будет власть принимать решения об ограничениях в энергетической сфере - у каждой из стран ЕС в отдельности или у Брюсселя.
Настоящее отношение России к хартии видно и из того, что она пытается избавить себя от юридических обязательств, налагаемых хартией, с помощью собственного внутреннего законодательства. Правила Энергетической хартии обязательны для исполнения только в том случае, если они не вступают в противоречие с национальным законодательством.
Чтобы защитить 'Газпром' в России его монопольная позиция в июле была закреплена законом. Закон одобрен и ждет только подписи президента Путина.