Ухмылка на лице президента Путина, обычно таком спокойном, говорила сама за себя. Пусть на саммите "Группы Восьми" в Санкт-Петербурге не было сделано существенного продвижения по вопросам энергетической безопасности или разрешению кризисов вокруг Ирана, Северной Кореи и Ливана - для лидера Кремля ничто не могло умалить торжества от того, что Россия снова стала одной из ведущих экономических держав и геополитическим противовесом Западу.
Неудивительно, что во время заключительной - четвертой за три дня - пресс-конференции по окончании саммита Путин выглядел таким довольным. Большую часть последних пятнадцати лет Запад его страну либо поучал, либо критиковал, либо просто игнорировал. Но сегодня Россия уже более стабильна и экономически более состоятельна, чем когда-либо за все время после 1991 года, когда распался Советский Союз. И Путин в достаточной мере продемонстрировал это миру, мастерски отдирижировав саммитом, устроенном в роскошных декорациях отреставрированного Константиновского дворца.
'Торжество российского президента можно понять, - пишет российская ежедневная газета 'Время новостей'. - В эти дни, пожалуй, он переживал пик своей карьеры в роли хозяина Кремля'.
На саммите Путину удалось не только избежать шквала критики за состояние демократии в России, но и поучить демократии самих Джорджа Буша и Тони Блэра. В понедельник же оба лидера были унижены еще больше, когда через один из включенных микрофонов стало слышно, как они - с использованием неожиданно бойкой лексики - обсуждали ситуацию на Ближнем Востоке.
- По сравнению с лидерами Запада Путин выглядел очень уверенно и авторитетно, - считает 42-летний зубной врач из Москвы Валентина Фоменко. - Я рада тому, что есть кто-то, кто не боится говорить с Бушем и Блэром в таком тоне.
Ее реакция типична для многих жителей России. Особое внимание российская пресса уделила организации саммита, стоившей 400 миллионов долларов (220 миллионов фунтов).
- Доказать, что Россия может организовать такое мероприятие не хуже, чем Великобритания или любой другой член 'восьмерки', было очень важно, - заявил нам источник, близкий к Кремлю. - Это было делом национальной гордости.
А для Путина делом его личной гордости было достижение консенсуса 'восьмерки' по вопросам энергетической безопасности, образования и борьбы с инфекционными заболеваниями. В конце концов эти вопросы все-таки ушли из центра внимания под давлением кризисов в Иране, Северной Корее и особенно в Ливане. Однако таким образом лишний раз обозначилась роль, которую может сыграть Россия в решении этих проблем.
- Значение России как мировой державы укрепилось, - считает Сергей Марков, директор московского Института политических исследований. - Чем главнее роль России и чем более влиятельной она становится, тем больше возможностей у нас будет для разрешения десятков, сотен, даже тысяч доселе нерешенных проблем.
Это не укрылось от представителей других стран, также обеспокоенных господством США в международной политике. Последнюю встречу на саммите Путин провел с председателем Китая Ху и премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом.
- Наши подходы к решению ключевых международных проблем очень близки, или, как говорят дипломаты, они практически совпадают, - сказал Путин, спровоцировав этим своим замечанием разговоры о возможном альянсе между крупнейшей страной мира по территории, крупнейшей страной мира по населению и крупнейшей демократической страной мира.
Россия не может подниматься вечно. По объему экономики она сравнительно мала - в мире занимает только 12-е место. Численность населения снижается на 700 тысяч человек в год и к 2050 году может составить половину нынешней. Российские вооруженные силы недофинансируются, у них проблемы с техникой. Ядерный арсенал России устарел. Перед саммитом, что немаловажно, России не удалось уладить с США вопрос о своем вступлении во Всемирную торговую организацию.
Да и беспокойство Запада по поводу состояния демократии в России никуда не делось. По словам представителей Великобритании и США, они на время придержали критику, чтобы не оконфузить Россию на первом для нее саммите "Группы Восьми" на ее территории. В другой раз они наверняка этого не сделают - в особенности если учитывать едкие замечания Путина в адрес Буша и Блэра.
А пока Путин - после саммита, который сейчас считается поворотной точкой в постсоветской истории страны - по праву греется в лучах славы. Ибо, как сказал он сам, 'Очевидно, что растущий экономический потенциал России позволяет ей играть все более весомую роль в глобальном развитии'.
____________________________________________________________
Путин получил, что хотел ("The International Herald Tribune", США)
Дерзость Путина ("The Washington Times", США)
Последняя капля в неудачах Блэра на саммите G8 ("The Independent", Великобритания)
Едкие шутки Путина больно ранят лидеров 'восьмерки' ("The Times", Великобритания)
В отношениях с Россией еще не все потеряно ("The Conservative Voice", США)
Петербургский триумф Путина ("Eesti Paevaleht", Эстония)