Может, президент России и не деятель мирового уровня, но он не может не играть такую роль на 'голубых экранах'
'Для китайцев вы - настоящий герой!' - воскликнул китайский журналист на прощальном брифинге Владимира Путина на саммите 'большой восьмерки' в Санкт-Петербурге. В ответ на громовые аплодисменты аудитории Путин лишь скромно улыбнулся. Он уже говорил журналистам: 'мы считаем, что саммит прошел успешно'. Что ж, возможно, так оно и было - по крайней мере, успешно для имиджа Путина. Официальная повестка дня была отодвинута на второй план всплеском насилия на Ближнем Востоке, а США в последнюю минуту отобрали у Путина желанный приз - вступление России во Всемирную торговую организацию. И все же в лучах ночного света внимания международных СМИ купался Путин, и это был его спектакль.
Никакой помпой, никакой неоимперской обстановкой, в которой прошли три дня саммита, проводившегося в Константиновском дворце, роскошной морской резиденции Путина в Стрельне, что около Санкт-Петербурга, нельзя было скрыть неудобных вопросов, возникающих к человеку, стремящемуся быть мировым лидером, по поводу того, как и какие он принимает решения. Путин утверждает, что его встречи с руководством ХАМАС и отношения, которые он поддерживает с Ираном и Сирией, создают каналы, посредством которых можно общаться с ними и решать проблемы. И на саммите "Группы Восьми" он постарался показать все эти каналы, обещая и предпринять серьезные усилия для освобождения израильских солдат, похищенных боевиками ХАМАС и 'Хезболлы', и добиться прекращения ракетных ударов по Израилю - и деликатно избегая говорить о том, что именно Россия остается главным поставщиком ракет и ракетных технологий Сирии и Ирану, которые, в свою очередь, передают их 'Хезболле'.
То, что Путин старается восстановить влияние России на Ближнем Востоке, он делает прежде всего потому, что старается восстановить статус России как мировой державы. И все же, даже учитывая, что ближневосточный кризис стал фактически главной темой встречи, все, на что оказались способны участники саммита - бесцветное коммюнике, которое при желании можно толковать как угодно. С точки зрения США и Великобритании, Израиль имеет право на самооборону против актов агрессии; Россия же подчеркивает свой призыв к Израилю проявить сдержанность. Чеченцы, сотни тысяч которых имели возможность в свое время почувствовать на себе, что такое сдержанность по-путински, наверняка оценили мрачную иронию ситуации: Путин рассказывает израильтянам о том, что такое 'пропорциональный ответ'.
С другой стороны, ближневосточный кризис помог Путину увести внимание общественности от конфуза в переговорами по ВТО.
- Напряженность витала в воздухе уже тогда, когда Буш и Путин давали совместную пресс-конференцию, как бы они ни показывали свои приятельские отношения, - рассказал нам один российский дипломат. Первой причиной неожиданной напряженности он назвал срыв переговоров по ВТО в первое же утро саммита.
- Путину давно обещали награду, а дали пощечину, - сказал он.
Россия не обращала внимания на просьбы США относительно ее банковского и страхового рынков, надеясь, что в последнюю минуту ценой каких-нибудь малозначительных уступок она все же добьется своего. Перед встречей Буша с Путиным министр финансов России Алексей Кудрин заявил, что все противоречия разрешены, и окончательное оглашение по ВТО будет заключено на саммите 'большой восьмерки'.
- Эта тактика лишний раз показывает, сколь мало российское руководство понимает принципы, по которым живет Америка, - считает политолог Московского Центра Карнеги Лилия Шевцова. Путин так и не понял, что его американский коллега не может принимать подобных решений, не заручившись поддержкой Конгресса.
- Если бы американская система была похожа на российскую, Путин бы выиграл, - отмечает Шевцова. - Но Путин проиграл - и он разочарован и разгневан.
Однако Путин все время был в центре внимания, ему все время аплодировали, он верил в то, что российские запасы нефти и природного газа помогут стране восстановить свои позиции на мировой арене, и поэтому чувство разочарования у него несколько притупилось.
- Путин одержим идеей завершить свой президентский срок [который официально истекает в 2008 году] в зените всемирной славы, обеспечив себе место в истории, - говорит наш собеседник из российского дипломатического корпуса. Но стратегического видения у Путина нет, считает он.
- Он видит только собственное величие, которое иллюзорно, а для России чревато огромными рисками и тяжкими последствиями.
Иначе говоря, России саммит 'восьмерки' мало дал - как, собственно, и всему остальному миру. Но спектакль и внимание публики много чего дали Владимиру Путину.
____________________________________________________________
Путин блефует - Запад бросает карты ("The Financial Times", Великобритания)
Демократия по-русски ("The Washington Post", США)
Путин получил, что хотел ("The International Herald Tribune", США)
Разговор по душам с Бушем: прием нормальный ("The Washington Post", США)
"Суверенная демократия" Путина ("The Washington Post", США)