Впервые в американской истории президентом страны может стать женщина. В качестве одного из кандидатов от демократов скорее всего выступит Хиллари Родхем Клинтон. Так 'Who is Mrs. Clinton?' И действительно ли она отважится бросить вызов политикам-мужчинам?
По прогнозам американских экспертов, хотя сенатор от штата Нью-Йорк Хиллари Клинтон и является пока наиболее популярным политиком-демократом из числа возможных претендентов на выдвижение кандидатом в президенты, окончательное решение она примет, скорее всего, в конце ноября или в декабре текущего года после завершения промежуточных выборов. Причем характер решения будет в немалой степени зависеть от того, насколько убедительно добьется сенатор своего переизбрания, т.е. как ее перевес над конкурентами будет выглядеть по сравнению с результатами, которых добьются другие демократы, которые также рассматриваются в качестве возможных претендентов на роль кандидата в президенты.
Особенность политического поля, на котором вынуждена играть сенатор Х.Клинтон, характеризует эксперт вашингтонского Института американского предпринимательства Н.Орнштейн. Решив добиваться высшего поста в государстве, подчеркивает эксперт, она должна будет преодолеть стереотип, связанный с тем, что избиратели предпочитают иметь на посту президента бывшего губернатора. Последним сенатором, который в 1960 году добился избрания в президенты, был Джон Кеннеди.
Чтобы на национальном съезде преодолеть почти неизбежное сопротивление руководства партии и влиятельных спонсоров, Х.Клинтон надо будет переиграть по всем показателям своих конкурентов из числа губернаторов. Известный политический аналитик и владелец крупной компании по изучению общественного мнения Дж.Зогби, ориентирующийся на демократическую партию, подчеркивает, что для выдвижения в качестве кандидата сенатору необходимо добиться, чтобы и партийное руководство, и избиратели поверили, что 'она может победить там, где никто кроме нее не победит' (из демократов).
На нынешний момент, как считают республиканские аналитики, реальную угрозу сенатору может представлять умеренный демократ М.Уорнер, который до середины января этого года был губернатором штата Вирджиния. Этот штат традиционно считается одной из цитаделей республиканцев, 'красным штатом'. В 2001 году Уорнер стал первым губернатором-демократом, избранным с 1964 года. В январе он оставил свой пост для подготовки к президентской кампании, имея 75% поддержки электората своего штата.
Помимо успехов, достигнутых Уорнером на посту губернатора, его кандидатура может представить опасность для Х.Клинтон и потому, что экс-губернатор может оказаться в глазах партийного руководства 'вторым Биллом Клинтоном', южанином, который помимо Вирджинии сможет привлечь на свою сторону избирателей 'красных штатов', голосующих традиционно за республиканцев. И особенно это будет касаться юга и сельскохозяйственных центральных штатов.
Аналитики от обеих партий сходятся в том, что в настоящее время усилия Х.Клинтон направлены на расширение ее известности в национальном масштабе (включая штучную целенаправленную работу с представителями этнических, религиозных и национальных общин), а также на укрепление связей с влиятельными кругами штатов (причем, независимо от того, на какую партию ориентируется основная часть их избирателей). Она также уделяет постоянное внимание привлечению в свою команду профессионалов, имеющих положительные результаты в проведении национальных выборов и привлечении средств, добивается поддержки влиятельных персон, а также старается ликвидировать пробелы, которые могли бы мешать ее выдвижению в кандидаты.
В целях расширения своей национальной известности, как отмечают аналитики, Х.Клинтон удачно использует избирательную кампанию, которую она ведет за переизбрание в сенат, постепенно превращая ее в президентскую. Борясь за голоса избирателей штата Нью-Йорк, сенатор сумела добиться поддержки влиятельной в штате католической общины, на мнение которой ориентируется значительная часть католиков США. Х.Клинтон поддерживает и растущая корейская община, которая начинает играть все более заметную роль в политической жизни города и штата.
Аналитики сообщают, что в Национальном комитете республиканской партии и Белом доме весьма болезненно была воспринята информация о ходе и итогах поездки сенатора в штат Техас, которая состоялась в конце марта.
Сенатор посетила Даллас, Сан-Антонио и столицу штата Остин. Аналитики обращают внимание, что интерес, который проявили к визиту Х.Клинтон ведущие представители техасского бизнеса, явно выходил за рамки 'протокольной вежливости и традиционного гостеприимства'. Для руководства Национального комитета республиканцев и для администрации подобный интерес оказался полной неожиданностью, поскольку Техас является одним из самых 'красных' республиканских штатов и считается своего рода вотчиной семьи нынешнего президента.
Особо обращается внимание на утреннюю встречу в Нефтяном клубе Далласа, одной из крупнейших и влиятельнейших организаций, объединяющих руководителей американского нефтяного бизнеса. Один из бывших председателей клуба, Р.Хант, входил в число ведущих персональных доноров и был влиятельным организатором сбора пожертвований в избирательную кампанию нынешнего президента, а также являлся его партнером по бизнесу.
Характерной чертой Х.Клинтон-политика является ее способность привлекать на свою сторону бывших противников и превращать их в своих сторонников. В этом контексте и воспринимается постепенное развитие контакта сенатора с Р.Мердоком, владельцем 'Ньюс Корпорейшен', международной информационной газетно-журнальной и вещательной корпорации.
В этой связи эксперты британской информационно-консалтинговой компании обращают внимание на то, что 74-летний Мердок по своим взглядам является идеологизированным консерватором и тяготеет к Республиканской партии. В 90-е годы СМИ, контролируемые Мердоком, активно участвовали в кампаниях против президента Б.Клинтона. Особенно резко по 'делу М.Левински' выступали кабельный канал 'Фокс' и нью-йоркская газета 'Нью-Йорк Пост', которые затем вели острую негативную кампанию против Х.Клинтон, когда она в 2000 году боролась за избрание в сенат. В ходе кампании 'Пост' опубликовала о кандидате 200 материалов резко негативного характера и лишь 17, которые можно было отнести к категории нейтральных. Характер взаимоотношений Р.Мердока и Х. Клинтон начал меняться после ее избрания в сенат в конце 2000 года. В настоящее время 'Пост' является одним из нью-йоркских изданий, которые не публикуют критических материалов в отношении сенатора.
С подачи Мердока к Х.Клинтон перешел вместе со своим штатом один из ключевых членов ее команды Г.Волфсон, который в настоящее время является ведущим консультантом сенатора по вопросам политической рекламы и взаимоотношениям со СМИ и нередко выступает от ее имени. Хотя на стороне сенатора Мердок задействует пока лишь одно свое издание, британцы напоминают, что при поддержке магната лондонский мэр Э.Блэр в течение двух лет превратился в премьер-министра Соединенного Королевства.
Американские аналитики отмечают, что в настоящее время Х.Клинтон работает над расширением своего избирательного штаба за счет привлечения высококвалифицированных экспертов. Помимо Г.Волфсона в их числе называется Х.Хурлбурт, бывшая спичрайтер по международным проблемам президента Клинтона, работавшая также в аппарате госсекретаря М.Олбрайт. А также, по не подтвержденным данным, Дж.Карвилл и П.Белага, политические стратеги, которые считаются архитекторами победы Б.Клинтона в кампании 1992 года. В настоящее время Х.Клинтон наращивает критику внешней и внутренней политики республиканской администрации. В числе ее удачных выступлений за последнее время отмечается критика проекта нового закона о нелегальных иммигрантах (сенатор заявила, что в случае принятия этого закона Христос, при его новом пришествии, также попадает под статью, требующую его депортацию в Мексику). А также требование поставить под общественный контроль ружья, находящиеся в личном владении путем опубликования соответствующих данных. Эти выступления привлекли дополнительное внимание к ней избирателей и способствовали повышению ее рейтинга.
Аналитики отмечают также все более резкий тон выступлений сенатора, а также некоторый отход от традиционно либеральных позиций. Это уже повлекло за собой усиление ее критики как из лагеря республиканцев, так и со стороны левых демократов.
Однако, по мнению одного из ведущих политических стратегов Республиканской партии К.Роува, советника по политическим вопросам нынешнего президента, критика и негативные ярлыки, которые уже сейчас пытаются на нее повесить и правые, и левые, может только усилить ее привлекательность для женщин-избирателей. Женщины представляют собой самостоятельную группу, которая голосует в своем большинстве не по партийному принципу, а в соответствии со своей личной симпатией. Причем голоса этой части электората, которая становится все более политически активной, нередко оказывает решающее влияние на исход выборов.
Оценивая стратегическую линию сенатора в ее будущей президентской кампании, которая уже начинает просматриваться, эксперты Национального комитета демократической партии отмечают стремление Х.Клинтон завоевывать сторонников и заручаться поддержкой избирателей не только в 'синих', ориентирующихся на демократов штатах, а также в штатах, не имеющих традиционной партийной ориентации, но и в 'красной', республиканской зоне. Этим она отличается от двух кандидатов, сенаторов Б.Доула и Дж.Керри, которые планировали обеспечить себе победу за счет лояльных их партии и колеблющихся штатов.
Слабым местом сенатора пока является международная проблематика. Как усилие, направленное на ликвидацию этого пробела, рассматривается работа Х.Клинтон в сенатском комитете по делам вооруженных сил, к которой она приступила в прошлом году. Внешнеполитическая часть ее программы, как ожидается, будет сформулирована, скорее всего, не раньше будущего года после принятия окончательного решения относительно участия в выборах.
Тем не менее недавние выступления сенатора и комментарии ее окружения дают основание американским аналитикам предполагать, что по ключевым вопросам доктрина Х.Клинтон не будет отличаться от нынешнего курса Белого дома. Это касается ядерной программы Ирана, израильско-палестинского конфликта, взаимоотношений с Россией и Китаем, а также вопросов по распространению демократии в мире и, в частности, на постсоветском пространстве.
Допускается также, что подход к России и Ирану будет даже более жестким, чем у нынешней администрации за счет усиления акцента на проблему прав человека.
Неудобной для сенатора, как отмечают аналитики Института американского предпринимательства, является проблема Ирака. В США отмечается расширение активности и влияния антивоенных групп, которые замыкаются на местные и региональные структуры демократической партии. В то же время Х.Клинтон ограничивается критикой методов, какими действует администрация, но не ставит под сомнение необходимость ведения войны до победного конца. Растущее противоречие между сенатором и весьма активной частью электората Демократической партии по такому ключевому вопросу может оказаться для Х.Клинтон критическим в ходе предварительных выборов.
____________________________________________________________
Стив Форбс: Россия потеряла 10 лет, следуя советам МВФ ("Российские Вести", Россия)