В конечном счете, саммит 'большой восьмерки' еще раз послужил доказательством того, что мировые лидеры не способны принимать коллегиальные решения, разве что только касательно нескольких важных вопросов, договоренность по которым уже была достигнута.
Некоторые считают, что Владимир Путин вышел победителем из этих, так и не состоявшихся, сражений. Без сомнения, он победил по набранным очкам, если присуждать по очку за каждый воздвигнутый барьер на пути решения важных проблем, стоящих на повестке дня. Энергетическая безопасность? 'Восьмерка' собиралась на саммите договориться о создании 'свободного, конкурентного и открытого рынка'. В то же самое время Москва укрепляет монополию 'Газпрома', который почти в открытую шантажирует своих европейских клиентов. Нефтяная компания 'Роснефть' размещает на фондовом рынке десять процентов своего капитала с одной лишь целью - заработать десяток миллиардов евро и не утратить при этом контроль над компанией. Российское государство руками высокопоставленных чиновников укрепило свой контроль над 15-20 процентами ВВП, во времена Ельцина эта цифра была вполовину меньше.
Создается впечатление, что перед нами - игрок, у которого на руках всего лишь один козырь, - весьма, правда, весомый - и который тоскует по утраченному прежнему могуществу. Что же касается других вопросов - изменения климата на планете, коррупции в государственном секторе или торговли - Россия лишь очередной раз заявила, что она сама себе судья (правда стоит признать, что тут она была не оригинальной).
Война в Ливане спутала все планы, и 'восьмерка' была вынуждена прореагировать. Соединенные Штаты поддержали, что никого не удивило, Израиль; страны Европы, как обычно, выразили сожаление. Россия пошла своим путем, в котором прослеживалось явное желание не обидеть ни Иран, ни Сирию. Странная позиция, поскольку в течение многих лет именно Иран, а также еще и Китай, представляет для этой страны главную геополитическую опасность. Наверное, ей необходимо было недвусмысленно отмежеваться от Вашингтона.
Действительно, у России осталось мало друзей. Ее соседи на западе и на юге, Украина и Польша с одной стороны, Грузия, Румыния, Молдова с другой, вышли из бывшего московского клуба. На востоке - богатый нефтью Казахстан, который не проявляет враждебности, но всячески подчеркивает свою независимость. Лишь Узбекистан с его кровавым и непопулярным режимом не откажется объединить свою изоляцию с одиночеством Москвы, как и сталинский, переживший свое время режим Беларуси. . . Таким образом, путинская Россия, заточенная внутри своих сильно ужатых границ, в чьей телефонной книге почти не осталось номеров друзей, а должники не пользуются уважением в приличном обществе, вынуждена сосредоточить свои усилия на укреплении власти внутри страны, а во внешней политике, чуть что - использовать свое право вето на поставки нефти и газа. Царская и сталинская империя для расширения своих границ прибегали к агрессиям. Сегодня в арсенале России осталась лишь агрессивность. Россию ждет одиночество до тех пор, пока она сама не захочет его прервать.