Что бы ни думал остальной мир, этот газовый мастодонт остается краеугольным камнем популярности Путина и новообретенной решительности России на международной арене
Днем улицы Нового Уренгоя - крупнейшего города Ямало-Ненецкого автономного округа на северо-западе Сибири - совершенно пустынны. Почти все его жители работают на близлежащих газовых месторождениях. Этот продуваемый всеми ветрами форпост на границе Полярного круга стал домом для 110000 человек; работу большинству из них дает ОАО 'Газпром' - крупнейшая газодобывающая компания в мире.
Зимой температура здесь опускается до -40, а то и -50. 'Мы работаем, - говорит Олег Павлюков, немногословный южанин, перебравшийся в Новый Уренгой 15 лет назад, восемнадцатилетним парнем. - Работать в 'Газпроме' престижно'. Компания называет себя 'гордостью страны'.
Государственный социализм, существовавший в советские времена, рухнул почти два десятка лет назад, но 'корпоративный патернализм' 'Газпрома' и сегодня позволяет смягчить тяготы жизни в регионе, который местные называют просто 'Севера'. Если в среднем по России рабочий получает 350 долларов в месяц, то здесь техник с буровой приносит домой 3000. Плакаты вдоль дорог провозглашают: 'Слава газовикам!' По всей стране число работников 'Газпрома' составляет 330000.
В Новом Уренгое рабочие и их семьи живут в многоквартирных домах, выкрашенных в разные оттенки голубого, розового, желтого. 'Газпром' покрывает 97% затрат на содержание 14 детских садов: с родителей взимается символическая плата - 100 рублей (4 доллара) в месяц. Он дает работникам беспроцентные ссуды на покупку жилья, обеспечивает бесплатное медицинское обслуживание и частично оплачивает даже их отдых за рубежом.
СИЛОВЫЕ ИГРЫ
В США и Европе деятельность 'Газпрома' вызывает озабоченность, поскольку он стал излюбленным 'оружием' российского президента Владимира В. Путина в 'холодной войне' нового типа - где главную угрозу представляет не ядерная катастрофа, а отсутствие тепла в домах зимой.
Из-за растущей зависимости Европы от 'Газпрома' у Кремля появились более мощные рычаги влияния на государства континента - от Финляндии и Германии до Италии. В ходе недавнего саммита лидеров промышленно развитых стран в Санкт-Петербурге Россия, в ответ на сохраняющуюся тупиковую ситуацию с ее заявкой на вступление во Всемирную торговую организацию, отложила решение вопроса об участии американских энергетических компаний в крупном газпромовском проекте по освоению месторождений в Баренцевом море.
У большинства западных стран беспокойство вызывает прежде всего тот факт, что напористость 'Газпрома' - ее проявлениями можно считать временное прекращение поставок газа на Украину в январе этого года и заявление о возможном перенацеливании экспортных потоков с Европы на Китай - отражает не только влияние компании за рубежом. Подобная решительность свидетельствует и о том, что 'Газпром' превратился в крупнейшую экономическую структуру страны и одного из важнейших игроков на внутриполитическом поле.
'ЦАРЬ И БОГ'
Путин, который по основным вопросам руководит компанией непосредственно из Кремля, параллельно с подавлением оппозиции опирается на 'Газпром' в укреплении и без того широкой поддержки, которой он пользуется в обществе. Его подчиненные решают, какие городки подключать к газпромовской распределительной сети, а затем обхаживают тамошних избирателей. На долю компании приходится 8% всех налоговых поступлений в казну; если же говорить об энергетическом секторе в целом, то прежде всего благодаря ему средний доход на душу населения в России увеличивается на 10% в год.
На площадке, расчищенной посреди сибирской тундры, десяток рабочих из Нового Уренгоя ворочают толстый металлический шест, утопленный в землю. 'Газпром' совместно с двумя немецкими фирмами вложит 1,5 миллиона долларов, чтобы извлечь из недр невесомое сокровище, укрытое под этой поляной. Если все пойдет по плану, уже в 2010 г. газ из этого неосвоенного пока месторождения начнет отапливать миллионы домов в Германии в холодное время года. 'Это наша задача, и мы ее выполним', - обещает Эдуард Худайнатов, босс местного филиала 'Газпрома'.
О президенте компании Алексее Миллере красноречивый Худайнатов без тени иронии отзывается так: 'Он для меня - царь и бог'. Биография сорокапятилетнего Худайнатова - наглядное свидетельство того, насколько тесно переплелась деятельность 'Газпрома' с политической жизнью России - даже на местном уровне. Он устроился в компанию в 2003 г., а до этого 20 лет проработал в Нефтеюганске - центре нефтяной промышленности в 300 милях к югу от Нового Уренгоя - и даже стал мэром этого города. Кроме того, перед тем как возглавить филиал 'Газпрома' он три года занимал должность федерального инспектора по Ненецкому округу - то есть был 'глазами и ушами' путинского режима.
ДАРЫ СЕВЕРА
Первые дома в Новом Уренгое были построены всего 30 лет назад, когда сюда прибыли газовики из Средней Азии и с Кавказа, чтобы организовать добычу. В период экономической анархии при Борисе Ельцине в 1990-х гг., объясняет Худайнатов, 'Газпром' утратил ряд важнейших активов, в том числе и неосвоенное месторождение, которое его бригады сейчас готовят к эксплуатации. Путин с Миллером, используя российские суды, а также жесткую переговорную тактику, сумели вернуть утраченное имущество - эти действия стали одним из элементов путинской политики по усилению государственного контроля над нефтегазовой отраслью.
Север щедро открывает перед 'Газпромом' свои закрома; в 2005 г. он добыл в этих местах 560 миллиардов кубометров газа. Эта цифра составляет 91% от общего объема газодобычи в России и четверть мировой газодобычи. В Европу Россия поставляет 26% потребляемого газа, причем, как ожидается, к 2020 г. эта доля возрастет до 38%. За прошлый год, по сообщениям компании, ее чистая прибыль составила 11 миллиардов долларов, а общие поступления - 48,9 миллиардов.
''Газпром', - подчеркивает Худайнатов, - серьезная организация со строгой корпоративной дисциплиной, и сегодня она работает на государство'. Государству принадлежит более половины акций компании, да и в остальном они тесно срослись. Худайнатовский кумир, сорокачетырехлетний Миллер, как и многие в высшем руководстве 'Газпрома', установил политические контакты с Путиным еще в Санкт-Петербурге, родном городе президента, откуда он черпает 'кадровые резервы'. Дмитрий Медведев, другой представитель 'петербургской клики', возглавляет совет директоров 'Газпрома' и одновременно занимает в путинском правительстве пост первого вице-премьера.
ПАРА БОТИНОК
Политическое влияние 'Газпрома' только увеличится, если распространяющиеся в Москве слухи, что после ухода с поста президента в 2008 г. Путин станет главой компании, подтвердятся. (Сам Путин отрицает наличие подобных планов). В то же время, ведущим кандидатом в преемники нынешнего главы государства, который сменит босса 'у руля' через два года, многие считают Медведева. Не случайно Медведев разъезжает по стране, рассказывая о благах, которые его компания принесет городам, пока что лишенным газоснабжения.
До недавнего времени одним из них был Калязин, расположенный в 100 милях к северу от Москвы. Городок с 15000 жителей находится на берегу Волги, в Тверской области - сельскохозяйственном регионе, который считается одним из самых бедных на западе России. Калязин, основанный в 15 веке, производит впечатление сонного, запущенного захолустья, но если присмотреться повнимательнее, можно заметить, что в путинские времена и здесь начался экономический подъем, хотя и довольно скромный.
Расположенные в городе обувная и пять швейных фабрик, а также небольшой завод, изготавливающий запчасти для истребителей МИГ, стали получать больше заказов. В окрестностях города строятся солидные дачи: сюда приезжают отдохнуть от трудов богатые москвичи, что дает местному хозяйству дополнительный источник доходов.
'ГАЗ ИЗМЕНИТ НАШУ ЖИЗНЬ'
Аппаратчики КПСС начали разрабатывать планы газификации Калязина еще в 1950 г. Однако дело сдвинулось с мертвой точки только в 1991 г., когда 'Газпром' начал прокладывать трубопровод до Калязина от соседнего городка, расположенного в 50 милях. За следующие 15 лет строительство не раз останавливалось и возобновлялось. Хотя путинской команде ставят в заслугу то, что она покончила с практикой заключения сомнительных контрактов, характерной для 'Газпрома' в 1990-е гг., эффективность закупочной политики и строительства газопроводов в этой компании, по мнению независимых аналитиков, по-прежнему оставляет желать лучшего.
28 декабря прошлого года, когда первый газ наконец поступил в Калязин, несколько сот горожан, несмотря на мороз, вышли на улицу, чтобы принять участие в торжественной церемонии по этому случаю. Перед центральной котельной города был зажжен символический газовый факел. 'Газификация в корне изменит нашу жизнь, приблизит нас к цивилизации', - считает мэр Калязина Константин Ильин.
Тема 'газификации' то и дело возникает в российской политической жизни. Одной из главных причин, по которым калязинские дома теперь отапливаются газом, стало избрание в 2004 г. губернатором Тверской области энергичного и элегантного бизнесмена Дмитрия Зеленина; основным его предвыборным обещанием было обеспечить газом все населенные пункты региона. Как водится в России, он отправился в Москву 'на поклон', и убедил главу 'Газпрома' Миллера, что область способна выполнить свою часть работ по газификации - проложить распределительные сети, подключающие пользователей к основным магистралям.
'БОЛЬШОЙ ПЛЮС'
К концу 2006 г. все калязинские котельные (их 9) будут переоборудованы с мазутного топлива, которое обходится по 280 долларов за тонну, на газовое. Эквивалентный объем газа - 1000 кубометров - стоит всего 93 доллара для промышленных предприятий и 56 долларов для жилых домов. Теперь потребителям придется платить за пользование газовыми плитами чуть больше доллара в месяц; раньше, когда для этого применялся пропан в баллонах, сумма составляла 4,5 доллара.
Калязинцы смогут меньше платить за электроэнергию: им больше не нужно пользоваться электрическими водонагревателями. 'Я горжусь им, потому что это наша, российская компания', - так отозвалась о 'Газпроме' директор гостиницы Ирина Жупанова. 'В быту газ, конечно - большой плюс', - полагает горожанка Елена Чертовских.
В связи с маневрами председателя совета директоров 'Газпрома' Медведева с прицелом на президентские выборы 2008 г. в России идет лихорадочная газификация. Калязин - лишь один из 1120 городов и деревень, которые компания обещает подключить к газоснабжению в рамках своей программы на 2005-2007 гг. 'Чудо-топливо' получат 60% россиян (на 2005 г. газом пользовались 53% населения).
С ЭКОНОМИЕЙ БЕДА
Хотя 'Газпром' попадает в заголовки новостей в основном благодаря своим достижениям за рубежом - так, сегодня он поставляет в Германию 45% потребляемого газа - немалая часть сибирского 'голубого топлива' традиционно потребляется внутри страны, причем расценки на него жестко регулируются государством. Еще долго после того, как СССР распался, а министерство газовой промышленности преобразовалось в 'Газпром', Кремль продолжал искать популярности у населения, устанавливая сильно заниженные по сравнению с рыночными цены на газ.
Лишь после того, как в 2000 г. Бориса Ельцина сменил Путин, Москва начала повышать внутренние тарифы за газ, надеясь сократить его потребление, чтобы больше этого топлива можно было поставлять за рубеж. Однако и сегодня эти цены составляют лишь 20% от западноевропейского уровня, что явно неспособно стимулировать экономию.
БОЛЬШЕ ЭКСПОРТИРОВАТЬ
Представители 'Газпрома' утверждают, что поставки на внутренний рынок для компании убыточны, хотя большинство независимых аналитиков в этом сомневаются. Бесспорно другое: экспортные поставки приносят 'Газпрому' солидную прибыль. В августе прошлого года связь между внутренним и внешним рынками парадоксальным образом проявилась в захолустном Калязине.
Тогда в городе состоялось важное совещание: в нем приняли участие не только представители 'Газпрома', но и Ульрих Хартманн (Ulrich Hartmann), председатель правления компании, владеющей крупнейшей в Германии газораспределительной фирмой E.ON Ruhrgas, которая является важным клиентом 'Газпрома' и его партнером по совместному предприятию. Приезд Хартманна в провинциальный Калязин символизировал тот факт, что этот город должен стать образцом внедрения новых энергосберегающих технологий, которые, как надеются в Ruhrgas, 'Газпром' возьмет на вооружение и в целом по стране.
'Чем больше газа сэкономит 'Газпром', - объясняет калязинский мэр Ильин, - тем больше он сможет поставлять за рубеж, в том числе Ruhrgas и вообще в Германию'.