Между Москвой и Вашингтоном обозначился очередной этап ухудшения отношений: президент Владимир Путин твердо намерен не допускать американские компании до участия в освоении крупного и прибыльного месторождения газа. После того, как российскому лидеру не удалось заручиться поддержкой США в вопросе принятия его страны в ВТО, он, скорее всего, выберет для сотрудничества норвежские компании и откажет американским Chevron и ConocoPhillips.
Удар, который получат американские компании, всеми путями пытающиеся получить доступ к огромным российским запасам газа, который, как и все энергоносители, сегодня дорог, будет расплатой за то, что во время саммита 'большой восьмерки' в Санкт-Петербурге не прошлой неделе у Путина так и не получилось разрешить свои противоречия с Джорджем Бушем по поводу правил торговли и соблюдения прав человека.
На совместной пресс-конференции оба лидера довольно жестко высказались друг о друге в части демократических достижений их стран, после чего Путин публично высказался положительно о норвежских компаниях Norsk Hydro и Statoil, конкурирующих с американскими за право участия в освоении огромного Штокмановского месторождения.
- Теперь у американских компаний очень мало шансов победить в этом тендере, - заявил вчера один из российских аналитиков. - Путин надеялся приурочить вступление в ВТО к Санкт-Петербургу, и то, что это не получилось, для него - удар по престижу.
Окончательное решение о том, с кем российская государственная компания 'Газпром' подпишет контракты о партнерстве в добыче и транспортировке запасов Штокмановского месторождения, также ожидалось до саммита, однако было отложено как минимум до августа. Кроме компаний из США и Норвегии, в финальный список претендентов на разработку 3,7 триллионов кубометров газа, сосредоточенных около Полярного круга на шельфе Баренцева моря, попала и французская компания Total.
Еще в апреле помощник Путина Игорь Шувалов указывал на то, что шансы американских компаний поучаствовать в этом проекте напрямую зависят с поддержкой Вашингтоном заявки России на вступление в ВТО. С тех пор в Кремле это неизменно отрицали, однако на прошлой неделе, когда журналисты задали Путину вопрос о будущем запасов энергоносителей в Баренцевом море, он нашел хорошие слова только для кандидатов из Норвегии.
- Вы, наверное, слышали, что мы ведем переговоры по разработке различных месторождений с несколькими странами, и в этом регионе норвежские компании занимают одно из первых мест, - заявил он. И добавил: - Они нос не задирают, работают предметно и очень профессионально.
Тогда же министр энергетики России Виктор Христенко положительно отозвался о том, как норвежские фирмы работают над защитой окружающей среды.
Аналитики говорили о повышении вероятности того, что к проекту будут допущены норвежские компании, после того, как Москва и Осло недавно разрешили свой территориальный спор по Баренцеву морю. Однако разработка Штокмана важна и в контексте долгосрочных отношений между Россией и США, так как большую часть газа, добываемого на месторождении, предполагается сжижать и в сжиженном виде поставлять в Северную Америку. Участие в проекте Chevron или ConocoPhillips могло бы упростить этому газу доступ на американский рынок.
Россия вообще очень неохотно предоставляет иностранным нефтяном компаниям права на разработку своих энергоресурсов и допускает их только в качестве младших партнеров в рамках совместных предприятий с 'Газпромом'. Россия поставляет 25 процентов газа, потребляемого странами Европейского Союза, но при этом также не поддается на требования ЕС об ослаблении контроля 'Газпрома' над трубопроводной сетью страны.
В этом году один спор о ценах на газ - с Украиной - уже вылился во временный срыв поставок в Западную Европу. После этого вице-президент США Дик Чейни (Dick Cheney) обвинил Москву в том, что она использует энергоносители в качестве инструмента 'запугивания и шантажа'.
Однако дипломатические трения не умалили аппетита западных инвесторов на российские энергозапасы. На прошлой неделе нефтяная компания 'Роснефть' успешно провела размещение акций в Москве и Лондоне, собрав 10,4 миллиарда долларов. В абсолютных цифрах размещение выглядит внушительно, тем более что вышла на него лишь малая часть акций компании, остающейся под контролем государства.