Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Прозак для Востока

Руководители России и Германии прописывают Восточной Европе вместо допинга успокоительные

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На необитаемом острове сидят немец и русский. Голодные и усталые вылавливают они золотую рыбку. 'Подарите мне жизнь, а я исполню ваши желания!' - умоляет рыбка. 'Хочу бутылку водки и домой', - говорит русский. Рыбка исполнила его желание. 'А ты?' - спрашивает она немца. 'Ящик пива и моего коллегу обратно!'.

На необитаемом острове сидят немец и русский. Голодные и усталые вылавливают они золотую рыбку. 'Подарите мне жизнь, а я исполню ваши желания!' - умоляет рыбка. 'Хочу бутылку водки и домой', - говорит русский. Рыбка исполнила его желание. 'А ты?' - спрашивает она немца. 'Ящик пива и чтобы друг вернулся!'. На московских улицах слишком хорошо знают этот анекдот. Его вспоминали всякий раз во время государственных мероприятий, когда в воротах Кремля появлялся предыдущий немецкий канцлер Герхард Шредер. Шутка вернулась, когда Шредер приехал в Москву с частным визитом, а встречающая его делегация состояла из одного лица - президента Путина. Немецко-российская Kameradschaft (дружба) должна была почить естественной смертью, когда канцлером стала Ангела Меркель. Но сегодня ничто не свидетельствует об этом.

Новое соседство

Министерство иностранных дел Германии как раз начало работать над проектом новой европейской политики соседства, адресатами которой являются Украина, Беларусь (когда там будут созданы соответствующие условия), Молдавия и закавказские республики. Программа, о которой первой заявила 'Frankfurter Allgemeine Zeitung', должна продвигать демократию, стабильность и благосостояние, между прочим, посредством расширения 'европейского правового пространства'. Как считает Александр Рар (Alexander Rahr) из германского совета по внешней политике, этот элемент может оказаться самым слабым пунктом этой политики, так как его сложнее всего будет реализовать. Создатели концепции соседства подчеркивают, что современная Ostpolitik должна создать стимулы для трансформации и сближения этих государств с ЕС. Фактически это означает, что Украину и Беларусь ставят в один ряд с государствами Северной Африки и Ближнего Востока, которым десять лет назад в барселонской декларации была предложена модель средиземноморского партнерства. Несмотря на огромную финансовую поддержку (3,5 млрд. евро ежегодно) удовлетворительных результатов так и не видно, а цель, то есть создание пространства свободной торговли, все еще отдаляется. Предлагаемые Германией действия в рамках новой 'восточной политики' схожи. Они опираются на экономическое сотрудничество и продвижение демократии. И, скорее всего, будут иметь схожий конец.

И несмотря ни на что, проект был нужен. Так утверждает профессор Клаус Зегберс (Klaus Segbers), политолог из Свободного Университета в Берлине. Евросоюзу необходима логичная политика сотрудничества с соседями, а 'восточная политика' является обязательным дополнением к существующим направлениям. До этого политику Евросоюза на этом регионе можно было обвинить в 'недостатке стратегической глубины'.

- Шансы на создание общей внешней политики и безопасности Евросоюза довольно призрачны. Скорее НАТО окажется в Закавказье, - говорит Александр Рар.

Сначала Россия

Сомнения пробуждает настойчивость немецкой стороны в вопросе увеличения роли России в регионе. Частично это обосновано. Германия в ЕС рассматривается как посредник в отношениях с Москвой, от которой Евросоюз ожидает, что она будет дружественным и ответственным партнером - как в вопросах стратегического значения, так и в вопросах энергетического сырья или демократических ценностей. Россия же заинтересована в подтверждении и укреплении своих позиций в Европе. 'В то же время Москва не хочет слишком зависеть от многих европейских ценностей и законодательных установок', - утверждает Фабрицио Тассинари (Fabrizio Tassinari), аналитик из Центра изучения европейской политики (CEPS) в Брюсселе.

- Для Германии важнейшей целью внешней политики должно стать включение в политику соседства Евросоюза и поддержка сближения России со странами Центральной и Восточной Европы. Проблема, однако, в том, что европейская политика соседства еще не созрела, - считает Рар. - Германия не является мировой державой. Ее международная позиция зависит, прежде всего, от силы интегрированной Европы, - добавляет Рар.

Новая восточная политика, реализуемая под знаменем ЕС, означает де-факто заботу о создании сильной Европы, а в отношениях с Россией - сохранение статус-кво, инициированного с помощью Ostpolitik Вилли Брандта, именно эта политика была потом поддержана совместным визитом в сауну Коля и Горбачева, а также мужской дружбой Шредера и Путина.

Российский политолог Дмитрий Тренин заметил, что сегодняшнее 'психологическое равновесие сил между Россией и Европой несколько изменилось. Россия обрела гордость и уверенность в себе, Европа же оказалась в кризисе'. Это привело к тому, что Россия играет теперь столь важную роль в отношениях с Евросоюзом. 'В сегодняшнем мире стало больше России, чем Европы', - добавил Тренин. Россия является гарантом безопасности для ЕС на Востоке, а о 'кристальности своего друга Путина' не раз заверял на форумах Европейского парламента Герхард Шредер. Российско-германская дружба находится в самом расцвете и уже не требует ее укрепления совместными купаниями в банях, поездками в Сибирь или заливанием ее вином, так часто потягиваемым Шредером и Путиным. Дорожки между государствами проторены давно, а направление политики остается тем же и при правительстве Ангелы Меркель. 'Сначала Россия' - этот девиз немецкой внешней политики переживает ренессанс.

Польша потом

В документе, подготовленном под руководством шефа МИДа Франка Вальтера Штайнмайера, Германия добивается обращения всеобщего внимания на 'впечатлительность и амбиции России' в регионе, к которому относится новая Ostpolitik. Инициатива подкрепляется 'геополитическим положением, чувством исторической ответственности за Европу, традициями Ostpolitik, а также начинающимся в январе будущего года германским председательством в Евросоюзе и связанной с этим необходимостью 'формирования политического кредо'. 'В немецком проекте, который якобы представляет интересы всего сообщества, не хватило места для других членов', - подчеркивает доктор Ирис Кемпе (Iris Kempe) из Центра политических прикладных исследований. Объясняет она это тем фактом, что Германия дольше работает над этим проектом. 'Однако именно Польша была инициатором создания 'восточного измерения' ЕС еще во время переговоров о вступлении в ЕС в 1998 году. Отказ от реализации этой концепции тогда объясняли большим проблематичным весом 'северного измерения', - вспоминает Рар. Польские европарламентарии умеренно проявляют свою радость по поводу немецких предложений.

- Это благодаря продолжительной польской настойчивости немецкий МИД вписал восточную политику в программу своего председательства, - напоминает Богдан Клих из ГП ('Гражданская платформа'). - Это большой шанс для Польши, чтобы повлиять на формировании этой политики. Но слишком многое зависит от активности польской дипломатии и улучшения отношений между Варшавой и Берлином. Если эти отношения будут плохими, наше влияние на восточную политику станет незначительным, - добавляет Клих.

Немецкий напильник

Хотя этого никто не хочет официально признавать, немецкое предложение несет в себе две потенциальные угрозы - отдаление членства в ЕС для таких стран как Украина или Молдавия и привилегированное положение Москвы.

- Для Берлина именно Москва, а не Киев, была и, похоже, долго будет самым важным партнером, - говорит один из польских депутатов Европарламента. Да и в Брюсселе никто не обманывается насчет того, что принятие Украины отдалилось на долгие годы. Для того чтобы избежать впечатления маргинализации Украины, Беларуси и закавказских стран, проект нового соседства предполагает инициацию переговоров со всем регионом, 'в той мере, в какой будут созданы к этому соответствующие предпосылки'. Но более точно их не определяют. Для немцев приближающееся председательство, во время которого работа над 'восточным направлением' будет более интенсифицирована, в любом случае на руку. Они спешат с продолжением договора о партнерстве и сотрудничестве с Россией, подчеркивающего приоритетный характер отношений с Москвой, который истекает в следующем году.

- Так или иначе, сотрудничество, продиктованное, главным образом, энергетическими потребностями ЕС, будет продолжено в основном по линии Берлин-Москва, - считает доктор Ирис Кемпе. И может оказаться, что новая политика 'восточного соседства' более необходима не ЕС, а Германии, желающей таким образом минимизировать негативные ассоциации, часто сопутствующие укреплению двухсторонних связей Берлин-Москва (к примеру, реакция на соглашение по вопросу Североевропейского газопровода). Она стала бы своего рода прозаком от восточноевропейских фобий и неисполненных надежд, к примеру, о входе в ближайшей перспективе в состав ЕС. А в этом вопросе региону нужны, скорее, допинговые средства.

Перевел Владимир Глинский, специально для БЛОТТЕР.РУ

____________________________________________________________

Варшава беспокоит ("The Guardian", Великобритания)

'Это был дикий страна, Польша . . .' ("Gazeta Wyborcza", Польша)

Польская банановая республика ("Wprost", Польша)