Генеральный директор российского нефтяного гиганта, проведшего самое крупное в истории нефтяной промышленности размещение акций, рассказывает Трейси Боулз о планах на будущее.
Генеральный директор 'Роснефти' обязан своим восхождением на вершину гиганта российской нефтяной промышленности в самом прямом смысле проявлению божественной силы. В 1995 году, когда Сергей Богданчиков тоже работал генеральным директором, но возглавлял в этом качестве всего лишь одно из дочерних предприятий 'Роснефти' на Сахалине, этот российский остров подвергся сильному землетрясению. Богданчиков столь эффективно организовал спасательную операцию, что за тот случай получил медаль и был замечен в Кремле. В 1998 году награда снова нашла героя - его сделали генеральным директором всей 'Роснефти'.
Так что, если знать, что это за человек, совершенно неудивительно, что он не испугался трудностей, грозивших провалить выполнение последней поставленной ему задачи - привести 'Роснефть' на фондовые рынки Лондона и Москвы. Несколько недель менеджеры лондонских инвестиционных фондов только и говорили о том, что уровень юридических рисков инвестиций в 'Роснефть' неприемлем. Кроме того, в последний момент появилась опасность того, что размещение будет блокировано решением Высокого суда. Но Богданчиков пошел вперед, не останавливаясь, и на прошлой неделе размещение акций на 10,4 миллиарда долларов (5,6 миллиарда фунтов) было все-таки проведено. В результате вся компания была оценена в 80 миллиардов долларов, а по сумме размещения вышла на пятое место в истории всех мировых рынков.
Дебют на рынке - попытка 'Роснефти' добиться расположения Запада. В планах Богданчикова - вывод 'Роснефти' по объемам добычи на уровень таких гигантов, как ВР или Exxon. Однако если 'Роснефти' не удастся убежать от собственного весьма бурного прошлого, может получиться и так, что тщательно разработанные планы будут сорваны. Богданчиков, худощавый, аккуратный и всегда со 'смешинками' на щеках, совершенно не сочетающимися с его суровой репутацией, появился в Лондоне в прошлую среду, в первый день торговли акциями компании и заявил:
- Я удовлетворен началом процесса. Размещение стало самым крупным за всю историю нефтегазовой отрасли, за всю историю российской экономики, а вообще за всю мировую историю вышло на пятое место.
- Повышение капитализации для нас очень важно. Мы хотим обеспечить себе более высокую капитализацию, чем у любой из российских компаний. В противном случае инвесторы будут вкладывать деньги в другие российские нефтяные компании.
Если рыночная стоимость компании будет высокой, то через некоторое время российское правительство, возможно, начнет задумываться о продаже несколько большей доли.
Нынешнее размещение - последний этап взлета 'Роснефти', еще несколько лет назад крепко сидевшей во втором разряде российской нефтянки и представлявшей собой своеобразный отстойник для государственных нефтяных активов, оставшихся после проведенной в 90-е годы приватизации. Однако все переменилось, когда в дело вмешался Кремль. В 2004 году 'Роснефть' получила больше всех трофеев после победы над "ЮКОСом", нефтяной компанией, созданной Михаилом Ходорковским. Самого Ходорковского тогда посадили в тюрьму по обвинению в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве, а 'Роснефти' достался 'Юганскнефтегаз', одно из месторождений "ЮКОСа" и его крупнейшая добывающая компания, первоначально, после весьма сомнительного аукциона, приобретенная никому не известной компанией, которая всего через несколько дней продалась 'Роснефти'. Сегодня на это гигантское месторождение приходится до 70 процентов объема добычи 'Роснефти'. Именно благодаря ему 'Роснефть' добывает не 12 миллионов тонн в год, как восемь лет назад, когда Богданчиков только встал во главе компании, а 80 миллионов.
Над подготовкой размещения акций, в которое было, кроме всего прочего, вложено 950 тысяч долларов личных денег, сорокавосьмилетний гендиректор 'Роснефти' работал весь прошлый год. Сегодня его главная задача - выполнить данные инвесторам обещания. Прежде всего это относится к повышению объемов добычи. Доказанные запасы 'Роснефти' составляют 15 миллиардов баррелей нефти; это больше, чем у Exxon или BP (более крупные запасы - только у другой российской компании 'Лукойл'), однако добывает 'Роснефть' при этом меньше, чем ее западные коллеги. Богданчиков - вообще-то он говорит по-английски, но предпочитает разговор по-русски через переводчика - заявляет, что с нынешних 80 миллионов тонн в год к 2010 году 'Роснефть' планирует поднять добычу до 100 миллионов тонн, а к 2015 году выйти на 120 миллионов тонн, что эквивалентно 2,8 миллиона баррелей в сутки. Ниже у 'Роснефти' по сравнению с западными конкурентами и себестоимость добычи, составляющая 2,1 доллара за баррель.
Еще одно планируемое направление развития бизнеса - новые приобретения или организация совместных предприятий с партнерами, в список которых входит и британская ВР. В частности, в нефтеперерабатывающие и другие активы сектора downstream планируется вложить 3 миллиарда долларов, а 15 миллиардов потратить на геологоразведку и освоение новых запасов. Сам по образованию инженер нефтепереработки, работающий в нефтегазовой сфере с 1981 года, Богданчиков рассматривает покупку лицензий и компаний по всему миру.
- Если возврат на инвестиции будет выше 20 процентов, мы будем вкладываться, где бы предприятие ни находилось. Если возврат будет ниже, мы вкладываться не будем. Критерий для инвестиций, неважно где - в добыче или переработке с продажей - один: главное - эффективность.
Основной элемент планов 'Роснефти' по расширению геологоразведочных программ - сотрудничество с ВР, вложившей в ее акции миллиард долларов.
- Для нас [участие ВР в размещении] - это большая честь. Мы считаем это хорошим партнерством.
'Роснефть' и ВР уже работают вместе по проекту 'Сахалин-5', в рамках которого невдалеке от Японии, на шельфе российского острова, сейчас ведется разведка углеводородов. 'Сахалин-5' обещает стать таким же крупным проектом, каким уже стал 'Сахалин-2', разрабатываемый компанией Shell. Уже открыто два месторождения, ведется бурение новых скважин. Однако на этом взаимодействие между двумя компаниями не заканчивается.
- Мы изучаем подобные проекты и в Российской Федерации, - заявил Богданчиков.
Такие амбициозные планы требуют соответствующего финансирования, и Богданчиков, скорее всего, не остановится и перед тем, чтобы пустить на эти цели любые деньги, которые 'Роснефти' удастся получить с "ЮКОСа". На заседании московского суда 1 августа "ЮКОС", скорее всего, будет объявлен банкротом. По уверениям близких к 'Роснефти' источников, компания вполне может и предъявить претензии на нефтеперерабатывающие заводы "ЮКОСа", если после банкротства их начнут распродавать.
Судьба "ЮКОСа" и его основателя Ходорковского, осужденного за уклонение от уплаты налогов и мошенничество и брошенного в сибирскую тюрьму, не вызывают у Богданчикова никакого сочувствия.
- Назовите мне страну, где людей не наказывают за уклонение от налогов. Уклонение от налогов - это своеобразный вид терроризма. Никто не любит тех, кто ворует. Они просто хватают и хватают деньги. Это финансовый терроризм.
"ЮКОС" и 'Роснефть' оказались крепко связаны - 'Юганскнефтегазом'. В частности, 'Роснефть' пытается получить с "ЮКОСа" по суду 3 миллиарда долларов, которые "ЮКОС" якобы остался должен 'Юганскнефтегазу'.
Тем временем инвесторы "ЮКОСа", потерявшие свои деньги в результате вынужденного раздела компании из-за налоговой задолженности, подали в суды несколько исков как против России, так и против 'Роснефти'.
Самый крупный на настоящий момент иск "ЮКОСа" подан против Российской Федерации. По нему инвесторы надеются получить миллиарды долларов в качестве возмещения убытков. Дело будет слушаться в Гааге и вполне может закончиться серьезными потерями для 'Роснефти'. Директор GML, бывшей компании Group Menatep, владеющей 51 процентом акций "ЮКОСа" и выступающей главным истцом, Тим Осборн (Tim Osborne), заявлял о том, что общая сумма претензий к России может составить до 50 миллиардов долларов. Однако по условиям Договора к Энергетической хартии разбирательство может затянуться до 2010 года.
Кроме того, "ЮКОС", заявляющий о 'разграблении' компании и грозившийся за свои активы 'судиться до конца жизни', добивается от России выплаты ему 14 миллиардов долларов в счет возмещения убытков от того, что 'Юганскнефтегаз' был продан с аукциона без достаточных на то оснований. Тогда месторождение досталось таинственной компании под названием 'Байкал Финанс Групп' за 9,3 миллиарда долларов и было практически немедленно перекуплено 'Роснефтью'. Сегодня 'Юганскнефтегаз' оценивается уже в 38 миллиардов.
Богданчиков даже видеть ничего не хочет, что могло бы встать на пути исполнения его планов относительно 'Роснефти'. Угрозу проигрыша в суде он отметает начисто.
- Я дам вам факты. В 2005 году "ЮКОС" не выиграл дело против нас в России. Были и другие подобные судебные процессы, в которых "ЮКОС" не вышел победителем.
Может быть, Богданчиков и преуменьшает риск, но этому риску была посвящена не одна страница проспекта эмиссии 'Роснефти'. Многие считают что руководство 'Роснефти' пошло на Лондонскую биржу именно за престижем и имиджем, которые зарабатываются тем, что компания соответствует жестким стандартам размещения и высоким требованиям, предъявляемым инвесторами.
- Я провел сотни встреч с банкирами, аналитиками и менеджерами фондов. Они оказались очень хорошими учителями. С их помощью мы стали лучше понимать собственные проблемы, стратегии и узкие места, а это как раз то, на чем необходимо сосредоточиваться.
По его словам, сегодня в компании всего три члена, правления, не входящие в ее руководство, но вскоре их будет больше.
Высокий спрос на акции 'Роснефти' на некоторое время отодвинул опасения по поводу ее эффективности и юридической чистоты. Но и то, и другое, может бумерангом вернуться к компании. А также к ее новым инвесторам.