Настоящий 'грабеж среди бела дня'. Хотя в свое время бывшие акционеры 'ЮКОСа', многие из которых являлись друзьями Бориса Ельцина, заполучили в собственность части активов энергетического гиганта на вызывающих подозрения условиях, сегодня они раздувают скандал в связи с первичным размещением на фондовом рынке акций компании 'Роснефть': этот нефтяной гигант разросся благодаря конфискованным активам 'ЮКОСа'. На прошлой неделе бывшие акционеры попытались в юридическом порядке помешать размещению акций компании на Лондонской фондовой бирже. Но Высокий суд Великобритании заявил, что не имеет никакой возможности выносить суждения в связи с действиями российского правительства. Знаменитый финансист Джордж Сорос (George Soros) без колебаний заявил, что эта операция 'подлежит осуждению с моральной точки зрения и совершенно недопустима с юридической', правда, никаких действий в этой связи не предпринял.
'Роснефть' разместила свои акции на сначала на московской, а затем на лондонской биржах. Финансовое сообщество встретило акции 'Роснефти' с опаской, поэтому о большом успехе IPO компании говорить не приходится. Спрос всего лишь в полтора раза превышал предложение, что является крайне скромным показателем для этого IPO, самого крупного для России и шестого по величине в истории всех времен и народов. Объемы сделок были до нелепости смешными: 25 миллионов на общий объем выпущенных акций в 1,4 миллиарда.
Правда, выход акций 'Роснефти' на фондовый рынок имеет два преимущества. Он позволил Путину получить порядка 10,5 миллиардов долларов, при этом на рынок было выброшено всего 15 процентов от общего количества акций. Отныне 'Роснефть' стоит 80 миллиардов, а российский президент по-прежнему контролирует это национализированное предприятие, у которого есть несколько прошедших жесткий конкурсный отбор крупных международных акционеров. И, что еще более важно, благодаря этому нефтяному гиганту Россия сможет укрепить свои позиции на международной арене в качестве энергетической сверхдержавы.
По иронии судьбы на предшествующей IPO 'Роснефти' неделе Путин поставил во главу угла повестки саммита восьми крупнейших держав мира, проходившей в Санкт-Петербурге, вопросы энергетической безопасности, хотя сама Россия так и не подписала Энергетическую хартию. Кстати говоря, Хартия предусматривает компенсацию ущерба в случае экспроприации активов. Россия в принципе готова ратифицировать Хартию, но хитроумный стратег Путин не идет ни на какие уступки, не получив что-либо взамен. С его точки зрения, Европа должна согласиться на то, чтобы русские имели возможность приобретать нефтяные компании Старого Континента. Поскольку в энергетическом секторе процветает протекционизм, страны Европы, - Франция, например - не могут представить себе, что являющиеся предметом их национальной гордости предприятия будут 'выступать' под цветами какой-либо другой страны, кроме их собственной. Хотя Европа, значительная часть потребляемых энергоносителей которой поставляется из России, имеет слишком мало рычагов давления на эту страну.
Прямое следствие вышеизложенного: пока бывший глава 'ЮКОСа' Михаил Ходорковский гниет в сибирской колонии, расположенной по соседству с урановой шахтой, Владимир Путин может себя поздравить. Он смог национализировать 'ЮКОС' до того, как была приватизирована хотя бы малая доля его активов. Он также навязал свои правила игры различным ее участникам. От бывших олигархов, как, например, Роман Абрамович, владельца лондонского футбольного клуба Chelsea, он потребовал участия в IPO. Они, безусловно, не сопротивлялись, надеясь взамен получить благосклонность Путина.
Таким же образом президент поступил и с международными компаниями 'Petronas', 'BP' и 'China National Petroleum'.
Первая из них, малазийская, инвестировала 1,1 млрд. долларов, вторая, английская, один миллиард, а третья, китайская, 500 миллионов. Никто даже и не поморщился, ибо двигал ими простой расчет: участие в IPO 'Роснефти' принесет им долгосрочные контракты на разведку и разработку российских месторождений. Поэтому не стоит считать случайным тот факт, что в настоящее время 'BP' ведет переговоры с 'Роснефтью' о создании совместного предприятия. Что же касается Путина, то его побудительные мотивы просты и не лишены финансовой составляющей. В России заканчивается время 'легкой нефти'. Теперь для добычи 'черного золота' нужно бурить более глубокие скважины и использовать самые современные и, соответственно, дорогостоящие технологии. Короче говоря, без финансовой помощи крупных нефтяных корпораций у России вскоре могут возникнуть проблемы с добычей нефти.
И хотя в настоящее время сила на стороне России, ситуация может радикально измениться. Эта страна выкачивает огромное количество нефти в погоне за сиюминутной выгодой. Но через двадцать-тридцать лет ее запасы могут истощиться. И тогда Россия больше не сможет размахивать своим 'нефтяным оружием'. К тому же качество ее 'черного золота' оставляет желать лучшего. Что же в перспективе? Хмурое утро?