'Польские фирмы - лучшие в мире', - такой оптимистический заголовок дала 'Газета выборча' одной из своих публикаций в экономической рубрике.
Польша славится уже не только тем, что изготавливает отличного качества водку или отменные колбасы. Польские фирмы стали лидерами мирового рынка в тех областях производства, которые специалисты называют экономическими нишами. Речь идет о производстве отвинчивающихся крышек для бутылок, шахтерского оборудования или медицинских иголок, - пишут авторы статьи Петр Мианчинский и Лешек Костшевский.
В течение многих лет экономисты и политики жалуются, что Польша не сумела создать ни одного яркого брэнда, который дал бы возможность немедленно ассоциировать данный продукт со страной производства, как например, 'Нокия' - это однозначно Финляндия или 'Мерседес' - Германия. А ведь польские фирмы могли бы завоевать мир, - утверждает эксперт Богдан Грабовский, бывший член Совета по финансовой политике. И в некотором смысле этот процесс уже начинает происходить. Экономические ниши, которые в настоящее время заполняет Польша - это, по мнению Грабовского, один из самых верных путей успешного завоевания позиций на мировом рынке, поскольку данные области производства требуют не столько крупного капитала, сколько хороших идей. А идей польским предпринимателям не занимать, - считает эксперт.
Пресловутое 'завоевание мира' польские производители, как правило, начинают с Восточной Европы. Запад слишком капризен - цепляется к мелочам, чтобы только снизить цены. При этом российские партнеры предъявляют только разумные требования и не придираются к чему ни попадя, - считает Кшиштоф Гронзель, другой эксперт, которого цитируют авторы статьи. Ярким примером того, как тяжело пробиться на рынки старой Европы может служит история польской фирмы 'Факро', созданной в начале 90-х годов, а сегодня - второй в мире после Дании производитель чердачных окон. С завоеванием рынка Украины и России, где их продукция только входила в моду, фирма не имела никаких проблем. А привыкшем к датским окнам на Западе долго никто не хотел слышать о польской продукции. Пришлось действовать обходным путем - начать с продажи складных лестниц. И только когда клиенты убедились в их отличном качестве и свыклись с названием фирмы, то постепенно, через несколько лет стали заказывать у нас и окна, - говорят представители 'Факро'.
Интересно, что, несмотря на, казалось бы, бытовую направленность продукции польских фирм, залогом успеха они считают использование в производстве самых современных технологий, - отмечают публицисты 'Газеты выборчей' и приводят еще один конкретный пример. Фирма HTL, производящая медицинские иглы, экспортирует их в 36 стран мира, в том числе США, Японию и все страны Европы. Сложное электронное оборудование позволяет производить 120 иголок в три секунды, причем сразу паковать их партиями, в то время как вручную за это время не справились бы даже 10 рабочих. Практически все производство автоматизировано, что дает польской фирме еще одно преимущество - она не боится азиатских конкурентов с их дешевой рабочей силой, - отмечают авторы статьи.
При этом публицисты, ссылаясь на мнение экспертов, пишут, что польские политики и чиновники, мало помогают отечественным фирмам в завоевании мира. Во многом вина возложена на бюрократические и законодательные барьеры, которые бизнесменам приходится преодолевать. Польские производители не смогут в массовом порядке занять заметные позиции на мировом рынке без отхода от системы излишнего государственного регулирования экономическими процессами, - заключают авторы статьи в 'Газете выборчей'.
иза
_____________________________________________________
Примечание ИноСМИ.Ru: В тексте сохранены орфография и синтаксис оригинала