Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Моральное разложение Запада наносит ущерб борьбе с терроризмом

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нравственность во внешней политике часто бывает субъективной. Американская администрация уверена, что она представляет силы демократии и свободы и потому чувствует себя вправе делать то, что ей представляется нужным для продвижения этих замечательных идеалов. Израиль считает, что палестинцы и арабы стремятся к его уничтожению, и этим оправдывает любые действия против них

Важно, чтобы США и их союзники подчинялись тем правилам, которые они пытаются навязать другим, однако этот принцип попирается

Нравственность во внешней политике часто бывает субъективной. Американская администрация уверена, что она представляет силы демократии и свободы и потому чувствует себя вправе делать то, что ей представляется нужным для продвижения этих замечательных идеалов. Израиль считает, что палестинцы и арабы стремятся к его уничтожению, и этим оправдывает любые действия против них. Некоторым в исламском мире кажется, что подорвать западное культурное, экономическое и военное господство невозможно, принимая западные условия сосуществования, и они выбирают другие методы - такие, как взрывы террористов-смертников - более соответствующие их слабости.

Многие американцы и израильтяне думают, что эта добродетель вообще несущественна, что арабский - а, по большому счету, и весь мир - уважают только успешное применение силы. Однако слабость этого аргумента наглядно представлена в Ливане, Ираке и других местах. В этих странах считают, что США, Израиль и их сторонники - в особенности, Тони Блэр, если не весь британский народ - ведут себя не только безнравственно, но и неэффективно используют силу.

В недавней статье для журнала Международного института стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies) Кишоре Махбубани (Kishore Mahbubani), декан Школы публичной политики Сингапурского Университета, проанализировал резкое падение восприятия действий Запада как легитимных. Его основной аргумент таков: важно, чтобы США и их союзники подчинялись тем правилам, которые они пытаются навязать другим. Он предложил пересмотреть возникший после 1945 г. консенсус Трумэна, в рамках которого большинство стран мира признало, что США стремятся к осуществлению своего могущества ради всеобщего благосостояния. Призывая США подтвердить приверженность курсу на превращение ООН в реальную силу, Махбубани признает справедливость принципа, по которому большие страны имеют больше прав в Совете Безопасности. Однако он отметил, что особое влияние его членов должно быть неотделимым от особого чувства ответственности, которое сегодня, по мнению многих, отсутствует.

Мир не впечатлен, говорит он, попытками США ограничить растущую мощь Китая. Усама бен Ладен 'успешно делегитимизировал власть Америки в глазах сотен миллионов мусульман. . . Одним из ключевых факторов растущей делегитимизации. . . является безразличие США к ее воздействию и тому, как она воспринимается остальными шестью миллиардами людей'. Принцип политической и экономической беспристрастности является ключевым, и он попирается.

Пожалуй, любой разумный человек согласится с большей частью вышесказанного. Трудно переоценить практические последствия моральной эрозии Запада. Вторжение 2001 г. в Афганистан получило широкую международную поддержку. Однако сегодня в Афганистане большинство стран-членов НАТО выполняют свои обязательства по стабилизации страны без какого-либо энтузиазма. Поведение американцев в других странах повсеместно сводит на нет желание способствовать достижению их целей. Это ошибочно, но неудивительно. Британский контингент делает все, что в его силах, в провинции Хельманд, но потеря морального авторитета вследствие войны в Ираке влияет на восприятие легитимности операции в Афганистане. Как всегда, британские солдаты расплачиваются на поле боя за неверные расчеты своих политических хозяев.

В прошлый четверг генеральный прокурор лорд Голдсмит выступил с постыдно самодовольной речью о том, как британцы доблестно защищают международное право, особенно в Ираке и Афганистане. 'Мы в Соединенном королевстве, - сказал он, - с особым вниманием относимся к соблюдению верховенства закона. . . Мы очень серьезно воспринимаем легитимность'. Если речь идет о поле боя, то это так. Но поразительно, что член правительства, которое вместе с США нанесло чудовищный удар по легитимности Запада, осмеливается говорить подобными словами. Голдсмит добавил: 'Международное право не может заменить нравственность или политическое суждение'. Вполне справедливо. Блэр, при помощи своего прокурора, разрушил первое, второе и третье.

Сама по себе нравственность не может заставить международный порядок работать. Однако немногие из нас хотят быть представленными правительствами, которые в глазах большинства человеческого рода проводят политику, напрочь лишенную нравственного основания.

'Хезболла' - движение крайне неприятное и жестокое, причинившее народу Ливана не меньше зла, чем израильтянам. Но, пока Израиль будет отказывать в праве на справедливость палестинцам, для многих его действия будут менее легитимны, чем действия 'Хезболлы'. От суверенного государства ожидаются более высокие стандарты, чем от террористической организации.

Понятно, что Джордж Буш должен был поддержать нынешнюю кампанию Израиля, потому что ничего иного от него ожидать нельзя. Однако почти непостижимо то, что так же поступил Блэр. Это можно объяснить лишь тем, что премьер-министр вообще теряет связь с планетой Земля. Действия Израиля не проходят испытание ни на прагматизм, ни на нравственность. Нет шансов на то, что они подавят террористов, воюющих против их государства. На этой неделе один израильский академик упрекал меня: 'Ваши обозреватели твердят о пропорциональности - но вы должны принять во внимание то, чего израильская общественность ожидает от своего правительства'.

Это напомнило мне мудрое наблюдение самого блестящего из британских стратегов профессора Майкла Говарда (Sir Michael Howard), сделанное после терактов 11 сентября. 'Нам лишь остается надеяться, - сказал он, - что шаги, которые предпримет администрация Буша, чтобы успокоить свой народ, отомстив за башни-близнецы, нанесут наименьший возможный ущерб борьбе с терроризмом'.

Эффективная борьба с терроризмом лучше всего обеспечивается при помощи неприглядного коктейля из политики, дипломатии, разведки, взяток, работы полиции и спецопераций. Важнее всего то, что в рамках успешной кампании обществу, из которого выходят террористы, предлагается справедливая политическая компенсация. Вопреки распространенному убеждению, в 1950-е годы британцы разгромили малайских повстанцев благодаря не военному искусству, а мудрой политике, в том числе, твердо пообещав выйти из страны. Возможно, сегодняшняя Северная Ирландия - не самое лучшее место, но своим относительным спокойствием она обязана политике и экономике, а не тридцати годам контртеррористических операций.

Попытки Израиля уничтожить противника при помощи превосходства в силе могут на короткое время успокоить общественное мнение, но ничего не сделают для того, чтобы обеспечить стране мир на долгие годы - совсем наоборот. Буш заслуживает награды от непоследовательных и некомпетентных лидеров Ирана, Венесуэлы и Кубы - назовем лишь троих - ибо ничто так не способствует удержанию ими власти, как ярая враждебность США.

Поразительное ощущение испытываешь, сравнивая громогласных карликов, принимающих политические решения в сегодняшней Америке, с титанами конца сороковых. Возможно ли, что Буш, Дик Чейни и Доналд Рамсфелд родом из одной страны с Дином Ачесоном (Dean Acheson), Авереллом Гарриманом (Averell Harriman), Джорджем Кеннаном (George Kennan) и Джорджем Маршаллом (George Marshall)? Последние вовсе не были слабаками. Они сформировали политику сдерживания Советского Союза и толкали Трумэна на войну в Корее. Однако каждый из них был вместилищем глубокой мудрости и щедрости духа. Когда я однажды с восхищением вспоминал о них, общаясь с бывшим послом США в Великобритании Рэем Зейцем (Ray Seitz), он сухо напомнил мне, что ни один из них не достиг выборной должности.

Очень верное замечание. Но в их руках было влияние, которое определяло политику США в те времена, когда, пожалуй, ни в одном цивилизованном обществе не оспаривался факт занятия Западом господствующей высоты в области морали. Именно этого мы должны достичь вновь, но уж точно не при нынешнем президенте США или премьер-министре Великобритании.

____________________________________________________________

Избранные сочинения Макса Гастингса на ИноСМи.Ru:

Что произошло, когда советские войска вступили на территорию Германии? ("National Public Radio", США)

Ужасный конец войны ("The Washington Post", США)

Варвары ("Daily Mail", Великобритания)