Нельзя не приветствовать вчерашний сдвиг в ближневосточной политике от военной эскалации к дипломатии. Он является знаком готовности к свертыванию боевых действий, хотя и не гарантирует этого. Смена направления, отмеченная не только внеплановым визитом государственного секретаря США в Бейрут и Иерусалим, но и заявлением Кондолизы Райс о необходимости немедленного прекращения огня, имеет огромное значение.
Как гуманитарные, так и международные последствия бомбардировки Израилем Ливана и ракетных ударов 'Хезболлы' по Израилю начали выходить из-под контроля. Прекращение огня нескоро наступит для мирных жителей Ливана и Израиля, живущих по обеим сторонам границы и подвергшихся в последнюю неделю ничем не спровоцированным и разрушительным атакам. Но оно будет лишено практического значения, если не окажется прочным. Этот процесс должен включать в себя решение проблем, вызвавших текущий конфликт и привести к заключению гарантированного международным сообществом соглашения о безопасности, которое защитит мирных жителей в обеих странах от повторения насилия.
Но и для британской внешней политики перемирие не может наступить слишком скоро. В эти дни рушится репутация Британии - как в мире, так и в стране. Складывается такое впечатление, что наше правительство пренебрегает британскими и европейскими интересами ради того, чтобы следовать в фарватере администрации США. Иногда это выглядит карикатурно - достаточно взглянуть на то, с каким энтузиазмом Даунинг-стрит поддержала жесткие заявления заместителя министра иностранных дел (государственного министра) Кима Хаэулза (Kim Howells). Но в этой карикатуре достаточно правды для того, чтобы ослабить интересы Британии за рубежом и нанести еще больший урон и так ослабленной позиции правительства в стране.
Подлинной трагедией для всего мира и Америки является то, что администрация Буша так редко выражает готовность заняться решением международных вопросов и кризисов, в том числе, ближневосточного, не на своих условиях. Разумеется, реакцией на эту трагедию не должно быть вступление в ряды международной антиамериканской коалиции. Но, делая вид, что исключительно трудный характер администрации Буша не имеет никакого значения, Британия не обретает уважения и несет громадный урон. Министры не обманут нас этой иллюзией и не должны обманываться сами. Если на этот раз они не будет готовы к внутриполитическим и международным последствиям, то станет ясно, что иракская война ничему их не научила.
Серьезное расхождение между общественным мнением Британии и мнением лейбористского правительства по этим вопросам является ключевой причиной того, что позиции лейбористов в стране, столь прочные до начала иракской войны настолько ослабли к выборам 2005 г. и продолжают ослабевать. Об этом свидетельствуют и результаты совместного опроса Guardian/ICM. Нашему взору предстает страна, желающая играть одну из ведущих ролей в мире, но обеспокоенная тем, как этого хочет добиться Тони Блэр. Эта страна - в том числе избиратели лейбористов - решительно отвергает близость правительства Блэра к администрации Буша и считает, что Израиль, как заявил в минувшие выходные Хауэлз, несоразмерно отреагировал на вызов, брошенный 'Хезболлой' и ее антиизраильскими сторонниками.
Это страна, большинство населения которой больше не верит в оправданность иракской войны, и которая весьма сомневается в эффективности продолжения британского присутствия в Ираке, а также в Афганистане, хотя ситуация там совсем другая. Это страна, выступающая за военное присутствие за рубежом, но осознающая при этом, что на ее ресурсы возложена слишком большая нагрузка. Это не страна лозунгов 'вывести войска' и 'запретить бомбы', хотя так думают многие ее граждане. Короче говоря, британский народ оценивает нашу роль в мире с позиций реализма и здравого смысла - и Блэр рискует вновь не найти с ним общий язык.
____________________________________________________________
Особые отношения в стиле 'Йоу' ("The Independent", Великобритания)