Поразительно, но с начала войны в Ливане прошло уже две недели, а весь мир до сих пор только наблюдает и ничего не делает. Сегодня, помня, как все международное сообщество не единожды оконфузилось в 90-е годы - Европа смотрела и ничего не делала, видя, как расстреливают с соседних гор мирное население Сараево, а ООН никак не вмешалась в геноцид в Руанде - общественность Великобритании и вообще Европы, ежевечерне наблюдая разгул смерти и грабежа в Ливане, имеет право требовать от своих властей действий. Но действий нет.
На вчерашней конференции в Риме, на которой присутствовали делегации из более чем десятка стран, а также представители ООН, Евросоюза и Всемирного банка, дипломатам была предложена возможность составить пакет мирных соглашений - лучше поздно, чем никогда. Однако конференция закончилась полным провалом, в чем нет ничего удивительного.
Государственный секретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice), которую поддержала только Великобритания, в течение полутора часов отражала и наконец заблокировала требования других участников встречи о том, чтобы на конференции была принята совместная резолюция с призывом к немедленному прекращению огня. Вместо этого в резолюции прекращение огня было названо 'крайне необходимым'; было указано, что оно должно быть 'устойчивым'; однако о 'немедленном' речи не шло, и конца этой задержке пока никаким образом не видно.
Вопрос о ливанской войне был снова передан с конференции на рассмотрение Совета Безопасности ООН, заседание которого состоится, самое ранее, в конце этой недели, а то и на следующей. А мисс Райс тем временем собирается лететь в Малайзию на встречу с лидерами государств региона, совершенно с этой войной не связанных.
То, что у Израиля существуют союзнические отношения с США - это факт международной жизни, которому уже не одно десятилетие. Однако Вашингтон редко действовал в поддержку этой страны настолько неприкрыто и грубо. Заблокировав дипломатические усилия по разрешению нынешнего конфликта, он еще дальше отвратил от себя арабский мир. В чем, к нашему стыду, участвовала и Великобритания. Вашингтон и Лондон утверждают, что призывать к немедленному прекращению огня нет никакого смысла, потому что это будет лишь временным решением. Сейчас, мол, нужен не паллиатив, а устойчивое перемирие. Весьма необычный подход к конфликтам: казалось бы, сначала добиваться прекращения огня и только потом спорить об условиях мирных оглашений - это совершенно нормально. Требовать от Израиля и Ливана устойчивого мира здесь и сейчас - это из области фантастики. Конфликт между Израилем и Ливаном длится с 1982 года, поэтому сейчас никаких простых решений никто предложить не может.
Сейчас Кондолизе Райс необходимо прервать свой визит в Малайзию и срочно вернуться на Ближний Восток, и не только в Израиль. США должны прекратить политику блокирования дипломатических усилий, которую они сейчас проводят с целью дать Израилю время нанести военное поражение "Хезболле" - а поскольку "Хезболла" отчаянно сопротивляется, это для Израиля, может быть, не так уж и хорошо. Мисс Райс должна добиваться именно немедленного прекращения огня, а этого можно добиться только в том случае, если удастся убедить в этом не один Израиль, но и 'Хезболлу', а также две страны, которые ее в регионе поддерживают - Иран и Сирию. А в этом регионе позиции американской дипломатии настолько слабы - при Буше, заметим, они стали еще слабее, - что у Вашингтона нет вообще никаких дипломатических связей с Ираном и существенно ограничены связи с Сирией. Однако Райс ничего не мешает сесть в самолет и полететь на переговоры с президентом Сирии Башаром Ассадом (Bashar Assad), каким бы неприемлемым партнером она его ни считала.
Возможность поездки Райс в Тегеран даже не рассматривается, хотя к сегодняшнему моменту американцы должны, казалось бы, уже оставить в прошлом захват заложников в их посольстве в 1980 году. Однако это вполне может сделать Маргарет Беккет (Margaret Beckett, новый министр иностранных дел Великобритании - прим. перев.), ничем особенным не успевшая отметиться за первые два месяца своего пребывания в новом качестве; с начала войны она больше держится в тени. И ей, пожалуй, стоило бы прервать отпуск и вместо того, чтобы колесить в автофургоне по дорогам Европы, как можно быстрее приехать в Тегеран. В отличие от США, здесь есть посольство Великобритании, в котором регулярно появлялся ее предшественник Джек Стро (Jack Straw).
Ни одна страна не потерпит нападения извне. Любая страна ответит на это, что и сделал Израиль. Однако ответ Израиля совершенно непропорционален. Автор этой войны - Ольмерт, и затеяна она новым премьер-министром Израиля в основном для того, чтобы создать себе политический имидж. Он должен показать веем, что он такой же жесткий, как Ариэль Шарон (Ariel Sharon). Не исключено, что он просчитался. Великобритания в любом случае не должна быть вписана в число тех, кто впал в безумие вместе с Ольмертом.
____________________________________________________________
Мы в Европе не должны забывать: конфликт на Ближнем Востоке создан нами ("The Guardian", Великобритания)
Глубинные причины ливанского кризиса - в фатальных ошибках Джорджа Буша ("The Guardian", Великобритания)