Нынешний кризис на Ближнем Востоке пришелся на критический момент, нарушив планы президента Буша как внутри страны, так и за рубежом. По сведениям, поступающим от чиновников, аналитиков и дипломатов, у США вновь обострились противоречия с союзниками, а попытки восстановить доверие американской общественности к нынешней власти мало к чему приводят.
Раздоры, которыми отметилась вчерашняя конференция в Риме, на которой планировалось принять решение о прекращении огня между Израилем и Ливаном, лишний раз подчеркнули, что по методам прекращения военных действий Соединенные Штаты с Европой расходятся все сильнее. Кроме того, картины, живописующие результаты двухнедельной войны, накладываются на сообщения о росте числа людей, погибших в Ираке, чем наносят еще более сильные удары по внутриамериканской аудитории, которая, судя по результатам опросов общественного мнения, и без того не вполне уверена в качествах Буша как руководителя.
Все это происходит в момент, как нельзя менее подходящий для президента. Второй срок Буша и так представляет собой череду сплошных провалов, а в последнее время Белый Дом затеял мощную кампанию по восстановлению своего имиджа перед промежуточными выборами в Конгресс, которые пройдут в ноябре. Сегодня же президенту приходится отвечать на неудобные вопросы, касающиеся событий, которые, судя по всему, уже снова выходят из-под контроля, а это значит, что ему приходится отодвигать в сторону практически все вопросы внутренней политики; кроме того, становится еще труднее, чем раньше, убеждать остальной мир в том, что ядерные программы Ирана и Северной Кореи необходимо остановить.
Нынешний кризис - бомба под главной целью, с которой всегда ассоциировался Буш. Этот президент в свое время отказался от старых методов миротворчества на Ближнем Востоке и вместо этого начал проводить в жизнь грандиозный план по полной перестройке этого региона в нечто более мирное и более демократическое. Еще год назад казалось, что волна реформ запущена и идет вперед. Но сегодня вновь на подъеме радикализм, Иран, как многие считают, приблизился к возможности создания ядерного оружия, а Буш вынужден посылать в Багдад тысячи новых солдат, чтобы хоть как-то сдержать поток насилия.
- Что же мы имеем? Имеем горящий Ливан, горящий Израиль, горящие палестинские территории, до сих пор полыхающий Ирак и неразрешенный вопрос с Ираном, - говорит Карлос Паскуаль (Carlos Pascual), до этого года занимавший важный пост в Государственном департаменте. - На международной арене это - удар по США, потому что у всех в голове уже укрепилось понятие об Америке как о нестратегической силе, то есть такой, которая не задумывается о том, каким образом реально и эффективно разрешить весь клубок возникших проблем.
Советники Буша, которым за последний год пришлось пережить разрушительный ураган, взлет цен на бензин, провал инициативы по системе социального обеспечения, бунты в Республиканской партии, уголовные расследования и постоянную войну, которую Америка ведет за рубежом, говорят, что уже привыкли работать в кризисных условиях.
- Уже года два это в администрации считается нормальным режимом, - рассказывает один из них, - Начинаешь ожидать самого неожиданного.
Сейчас для Буша самое главное - обратить нынешнее тактическое поражение себе на пользу в стратегическом плане.
- Посмотрите только, какая картинка идет из Ливана: все пытаются хоть как-то выбраться оттуда. Понятно, что людей это выбивает из колеи, - заявил наш собеседник, не пожелавший называть своего имени, так как он участвует в обсуждении стратегии. - Но в течение нескольких следующих недель, по мере того, как все это там будет развиваться, может наступить момент, когда общественность увидит, насколько велики ставки, и поймет, почему то, что мы делаем на Ближнем Востоке, делается именно так, а не иначе.
По крайней мере, сейчас обе партии в Конгрессе поддерживают жесткий курс Буша на защиту права Израиля отвечать на нападения 'Хезболлы', что дает ему некоторое пространство для маневра. Некоторые демократы не то что встали на одну платформу с Бушем - они позиционируют себя даже более произраильски, чем он сам, и критикуют президента за то, что премьер-министр Ирака Нури аль-Малики (Nouri al-Maliki) осудил удары Израиля по югу Ливана.
И все же по политике Буша нанесен удар, что лишний раз подтверждается резко различающимися подходами - произраильским Вашингтона и критическим европейских и арабских столиц.
Дело в том, что после переизбрания на второй срок Буш предпринял немало усилий по восстановлению отношений со своими европейскими союзниками, подпорченных вторжением в Ирак, и, по мнению многих аналитиков, немало в этом преуспел. И две недели назад, отправляясь в Европу и на саммит "Группы Восьми" в Санкт-Петербург, он был готов пожинать плоды этой дипломатии, будучи уверен в том, что с Великобританией, Францией, Германией, Россией и Китаем достигнуто соглашение по поводу необходимости применить к Ирану, не соглашающемуся остановить свою ядерную программу, более жесткие меры.
Однако нынешний конфликт разразился как раз ко времени прибытия Буша в Санкт-Петербург, и иранский вопрос отложили в долгий ящик. Хотя европейские лидеры согласились с тем, что ответственность за начало боевых действий лежит на 'Хезболле', они одновременно осудили и ответ Израиля, названный ими 'несоразмерным', и настаивали на том, чтобы призвать стороны к немедленному прекращению огня, в то время как Буш не соглашался требовать немедленного прекращения военных действий и фактически выдал Израилю временный карт-бланш на уничтожение 'Хезболлы' в той мере, в какой Израиль окажется на это способен.
Более того, по словам некоторых аналитиков, Администрация сначала сама, судя по всему, не знала, каким образом реагировать на то, что произошло. Когда на встрече 'большой восьмерки' было принято совместное заявление с требованием рассмотреть вопрос о вводе в южный Ливан международных сил после окончания боевых действий, некоторые представители США практически полностью отвергли эту мысль. А сейчас государственный секретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) занимается тем, что продвигает именно ее.
- Система начинает испытывать все более сильное напряжение, - считает Паскуаль, ныне занимающий должность вице-президента Института имени Брукингса (Brookings Institution). - По-настоящему работает над всеми этими вопросами лишь небольшая команда, и мне кажется, что вскоре мы увидим, как они начнут делать ошибки.
Поскольку передний план международной политики прочно занят Ближним Востоком, дискуссии по иранскому вопросу в Совете Безопасности ООН снова пробуксовывают: Россия не дает принять жесткую резолюцию с угрозой наложения на Иран санкций, хотя, с точки зрения американской делегации, она фактически согласилась на такой подход на встрече в Париже, состоявшейся незадолго до того, как начался конфликт на Ближнем Востоке. Также пропала с экранов дипломатических радаров и Северная Корея, хотя провокация с испытаниями ракет прошла там всего несколько недель назад.
И Буш, вместо того, чтобы твердо встать во главе коалиции, занят разъяснением союзникам собственной позиции, что лишний раз напоминает им о доктринальных разногласиях, присутствовавших между ними в течение его первого президентского срока.
- Когда нас воспринимают как белую ворону в стае, за нами закрепляется определенный имидж, - полагает Денис Росс (Dennis Ross), входивший в состав делегаций, занимавшихся Ближним Востоком при Буше-старшем и Билле Клинтоне (Bill Clinton). - На самом деле то, что делают США, правильно. Но вот считают ли все остальные, что мы достаточно активно занимаемся составлением каких-то конструктивных планов?
По словам Росса, Буш мог бы использовать нынешнюю ситуацию, чтобы подкрепить свою позицию по Ирану тезисом о том, что Иран не должен быть ядерным, если он связан с 'Хезболлой'.
- Даже не имея ядерного щита, Иран действует довольно неразумно. Что же они будут делать, когда ядерный щит у них появится?
Что же до внутренней политики, то здесь, как считают специалисты, Бушу, чтобы не рисковать утерей республиканской партией контроля над Конгрессом, необходимо преодолеть складывающееся у народа впечатление, что при нем все идет наперекосяк, и выдвинуть на передний план положительные вещи. Самый главный внутриполитический проект текущего года - комплексный план решения проблемы иммиграции - уже сейчас, кажется, завис до выборов. В Ираке гибнет все больше людей, что перечеркивает какие бы то ни было шансы вывести оттуда до выборов хоть сколько-нибудь значимое число американских солдат. К тому же сегодня все только и говорят о том, сколько ракет вылетело из Южного Ливана и сколько туда влетело.
- В результате всего этого создается общее впечатление, что у них нет формулы управления и руководства, - считает Стив Риккетти (Steve Ricchetti), при Клинтоне работавший заместителем управляющего делами в Белом Доме.
- Для президента нет ничего более важного, чем показать общественности, что у него есть план и что он способен руководить народом. Сейчас для [Белого дома] соответствующие возможности резко ограничены; для них это огромная политическая проблема.
Кандидатов от республиканцев уже не на шутку тревожит, что у главнокомандующего рейтинг не дотягивает и до сорока процентов. Поэтому им очень не нравятся результаты нынешнего конфликта.
- Он [конфликт] может не просто вмешаться в ход промежуточных выборов, а стать их главной проблемой, - беспокоится один из главных консультантов Республиканской партии В. Лэнс Терренс-младший (V. Lance Tarrance Jr.). Ему кажется, что, с одной стороны, Буш получает возможность 'показать себя политическим лидером', а во времена кризисов избиратели, как правило, не очень хотят менять тех, кто ведет их вперед. С другой стороны, 'это может привести к крупному региональному конфликту', в условиях которого 'степень заинтересованности людей в процессах, происходящих в той или иной стране', положительно действует на количество людей, голосующих против действующей власти.
В Белом доме понимают, что такой риск существует, однако делают ставку в том числе и на историческую неспособность демократов использовать такие моменты. Советники Буша указывают, в частности, на 2004 год, когда ситуация в Ираке выглядела особенно безнадежно, однако и президент успешно переизбрался, и республиканцы сохранили за собой большинство в обеих палатах Конгресса.
Кроме того, замечают они, у Буша есть еще три месяца, чтобы должным образом окрасить ближневосточный конфликт в цвета борьбы с международным терроризмом.
- Чтобы сделать это, нужно время, - сказал наш собеседник из Белого дома, - Случится ли это до выборов или после? Не знаю.
____________________________________________________________
Новая, смягченная ипостась администрации Буша чревата опасными последствиями ("The Financial Times", Великобритания)
Глубинные причины ливанского кризиса - в фатальных ошибках Джорджа Буша ("The Guardian", Великобритания)
Мы в Европе не должны забывать: конфликт на Ближнем Востоке создан нами ("The Guardian", Великобритания)