'Ось зла' возвращается - и она больше, чем когда-либо.
Вчерашняя встреча президента Венесуэлы Уго Чавеса (Hugo Chávez) с президентом России Владимиром Путиным стала кульминацией его мирового турне, которым он гладит Вашингтон против шерсти.
У турне Чавеса, в рамках которого он также заезжает в Беларусь, Иран, Вьетнам и Мали, есть еще одна цель - повысить шансы Каракаса на получение места в Совете Безопасности ООН. И, кроме того, его маршрут лишний раз показывает, что в мире появляется группа стран, с которыми не хотят контактировать США и их союзники, но которые развивают связи между собой, наполняя их за счет торговли энергоносителями и оружием.
- Мы - за Иран. Мы на стороне иранского народа, персидского народа. Мы поддерживаем президента [Махмуда] Ахмадинежада, - говорил Чавес в интервью FT в мае. - Мы всегда будем с вами. Борьба Ирана - наша борьба.
Примерно с такими же лозунгами он на этой неделе прибыл в Беларусь, построенное по советскому образцу государство, которое в США называют 'последней диктатурой Европы'.
- Между нашими странами создано стратегическое партнерство, - заявил он. - Наши страны должны всегда держать руку на рукояти меча.
Чавес вообще занимает ведущие позиции в мировом антиамериканском движении, а вчера еще и подтвердил подписание договора о поставках оружия из Москвы. Однако наиболее серьезные попытки укрепить связи с такими же, как Венесуэла, странами он предпринимает в Латинской Америке - в частности, поддерживая правительства Кубы и Боливии за счет нефтяных богатств своей страны.
На других континентах подобные связи по большей части скрыты от глаз и сосредоточены в основном в экономической сфере. Пакистан, до 2001 года подвергавшийся критике США за испытания ядерных бомб, продавал атомные технологии Ирану, Ливии и Северной Корее. Пхеньян, в свою очередь, передавал Ирану технологии и материалы для производства ракет.
- Это не альянсы. Это отношения между странами, у которых есть нефть и которым нужно оружие, со странами, обладающими различными военными технологиями и нуждающимися в нефти. Эти отношения выпадают из нашего поля зрения, - заявила нашей газете в этом году Мадлен Олбрайт (Madeleine Albright), бывший госсекретарь США. Она, в частности, указала на связи Китая с Суданом: Хартум продает Пекину нефть в обмен на поставки оружия.
Ни Китай, ни Россия не проводят открыто антиамериканскую политику, как Венесуэла, Иран или Сирия. Однако, хотя Москва и Пекин и не включены в ось, противостоящую Америке, они не боятся вступать со странами этой оси в различные связи - главным образом потому, что знают: они слишком велики и играют слишком важную роль в мире, чтобы США могли на них давить.
Одна из таких связующих нитей, на которую необходимо обратить внимание - Шанхайская организация сотрудничества, в рамках которой Москва и Пекин взаимодействуют с бывшими советскими республиками Центральной Азии. На своем прошлогоднем саммите эта организация поставила США срок, до которого они должны были вывести свои военные базы из Узбекистана - страны, отверженной Западом после убийств в Андижане, одном из ее городов. В этом году на аналогичный саммит в качестве наблюдателя приехал и Ахмадинежад.
Другой антиамериканский фронт, о котором много говорят в дипломатических кругах - сеть связей между Сирией, Ираном, ХАМАС и "Хезболлой".
- На Ближнем Востоке и вообще в мире немало людей, считающих, что участие в нынешних событиях ХАМАС и "Хезболлы" имеет отношение далеко не только с палестино-израильскому конфликту, - заявила недавно журналистам министр иностранных дел Великобритании Маргарет Беккет (Margaret Beckett). - Многие считают, что это Иран пытается играть мускулами и показывает, к каким разрушениям могут привести его действия.
В Иране обвинение в том, что "Хезболла" ведет боевые действия с его участием, назвали 'абсурдным'. Однако многие западные аналитики, тем не менее, утверждают, что у этой исламистской группировки ничего бы не вышло, если бы ей не дали 'зеленый свет' из Тегерана и Дамаска, и отмечают, что в последние годы связи непосредственно между Сирией и Ираном также существенно укрепились.
По словам одного из европейских дипломатов, 'Иран подходит к этому с позиции силы, а Сирия - с позиции слабости'. Другие представители европейских стран указывают на то, что термин 'ось зла', введенный президентом Джорджем Бушем, а также его заявления вроде 'кто не с нами - тот против нас' существенно усилили стремление 'выделенных' стран держаться вместе и не давать Вашингтону возможности посеять раздор в их рядах. США же пытается уговорами отвратить Сирию от Ирана и "Хезболлы", однако за помощью в этом обращается к таким странам, как Саудовская Аравия и Египет.
Иначе говоря, из-за того, что Буш навешивает ярлык врага США на все большее число стран, ряды государств, и правда считающих себя таковыми, действительно полнятся.
____________________________________________________________
Объятия Путина с Чавесом ("The Wall Street Journal", США)
Ось Уго ("The Wall Street Journal", США)
Чавес пытается вовлечь Путина в антиамериканский альянс ("The Financial Times", Великобритания)
Путин продает оружие на миллиард долларов и рискует разрушить свою 'разрядку' с Западом ("The Times", Великобритания)