Глядя на то, с каким воодушевлением братья-близнецы Качиньские - президент-Лех и премьер-Ярослав занимают господствующие высоты политической и экономической системы Польши для своей консервативной партии 'Право и справедливость', можно подумать, что они решили повторить знаменитое польское наступление под Монте-Кассино. Их стратегический план включает в себя, помимо прочего, очистку министерства иностранных дел от критиков (в основном, проевропейской ориентации) и передачу системы финансового контроля в руки правительства.
Стремление заполучить все рычаги власти не приведет ни к чему хорошему. Оно основано на ложной предпосылке о том, что в последние 17 лет все эти институты были в плохих руках. Качиньские считают, что Польша должна, наконец, полностью отречься от прошлого, чего она не сделала во время мягкого перехода от коммунизма к демократии в 1989 г. На самом деле, с учетом репутации поляков как народа, склонного к импульсивным действиям (под Монте-Кассино и в другие моменты истории), им, вероятно, повезло, что переход от военного положения к демократии в 1980-е годы оказался столь мирным. Тем не менее, для искоренения того, что они считают коррупцией прежней власти, братья Качиньские инициировали расследование проведенной ранее приватизации, особенно, в банковской сфере. А для тыловой поддержки своей контрреволюции они создают новые институты или набивают существующие своими сторонниками.
В некотором смысле консервативная контрреволюция Качиньских мало отличается от действий других правительств стран ЕС, находящихся у власти более длительное время. Например, их кабинет готовит закон о национальной безопасности, который даст ему полномочия по национализации энергетических компаний, которым угрожает недружественное поглощение. Это будет всего лишь незавуалированной формой той политики, которую ведут в энергетической области правительства Франции или Испании. Евроскептическое польское правительство не спешит соответствовать нормам еврозоны по бюджетному дефициту или вступать в еврозону - но этим оно не отличается от других.
Однако план правительства по созданию нового единого ведомства по контролю над финансовыми услугами оказался достаточно подозрительным для того, чтобы свою критику выразил Международный валютный фонд. Дело не в том, что создавать единый регулирующий орган по ценным бумагам, банкам, страхованию и пенсиям нелогично. Это совершенно естественно в таких финансовых центрах, как Лондон, где все эти услуги обеспечиваются конгломератами. Но Варшава - не Лондон. Похоже, на самом деле, правительство вознамерилось отобрать регулирующие функции у центрального банка. Его упорно независимый председатель Лешек Бальцерович (Leszek Balcerowicz) оказался бы единственным в руководстве нового ведомства, над кем правительство не имело бы власти.
Со стороны Качиньских было бы разумно проявлять больше терпимости в стране и за рубежом. Не каждый чиновник, не записавшийся в 'Право и справедливость' - коррумпированный криптокоммунист, и не все партнеры Польши по ЕС желают ей зла. Если близнецам не удастся быть более толерантными, то они могут обнаружить, что параноики наживают себе врагов.
____________________________________________________________
Шагнув на Запад, Польша возвращается к своим корням ("The New York Times", США)
Варшава беспокоит ("The Guardian", Великобритания)