В мае Государственный департамент включил Венесуэлу в список стран, не оказывающих Соединенным Штатам всестороннюю поддержку в борьбе против терроризма, и запретил продавать любое оружие режиму президента Уго Чавеса (Hugo Chavez). Г-н Чавес на этой неделе был в России для заключения крупного соглашения о покупке вооружений, нарушив таким образом эмбарго на поставки оружия своей стране. Как сообщается, сделка с Россией на сумму в три миллиарда долларов США предусматривает передачу 24 истребителей, 30 военных вертолетов и 100000 автоматов. Введенное Соединенными Штатами эмбарго не позволяет Венесуэле импортировать запчасти, необходимые для ремонта стоящих у нее на вооружении американских истребителей F-16, из-за чего она не может ими пользоваться. Данное соглашение не несет военной угрозы Соединенным Штатам, однако может иметь негативные последствия для региона, особенно, как отметил Государственный департамент, принимая во внимание, что объемы закупаемого оружия превосходят оборонительные нужды страны.
Сделка также подчеркивает состояние американо-российских взаимоотношений. Хотя, возможно, и следует отметить, что президент России Владимир Путин счел себя обязанным заявить, что эта сделка "не направлена против третьих стран", его готовность проигнорировать обращение Вашингтона - который был не согласен с этой сделкой - должна послужить еще одним напоминанием Вашингтону о том, что Россия проводит все более самоуверенную внешнюю политику.
Заключение соглашения с Россией является лишь одной из основных задач данной поездки г-на Чавеса. Он также хотел бы создать антиамериканский альянс с собой в качестве связующего звена. Этот самопровозглашенный мститель Америке щедро разбрасывал нефтяные прибыли своей страны по Южной Америке, стремясь создать такой альянс, однако смог вовлечь в него только президента Боливии Эво Моралеса (Evo Morales) и лидера Кубы Фиделя Кастро (Fidel Castro), которые являются идеологическими единомышленниками президента Венесуэлы. Что касается одного из союзов Венесуэлы, то тут Вашингтону нечего опасаться: то, что г-н Чавес обзавелся новым другом, Александром Лукашенко, означает лишь то, что находящийся в изоляции белорусский диктатор теперь может посчитать своих друзей при помощи двух пальцев, а не одного.
Отношения г-на Чавеса с Тегераном, который он также посетит в ходе своей поездки, несут в себе большую угрозу. Эти режимы уже обсуждали ранее возможность проведения совместных военных учений. Г-н Чавес всегда поддерживал ядерную программу Ирана, и эти две страны заключили несколько соглашений, по одному из которых Иран получит доступ к венесуэльским урановым месторождениям.
Большая часть поступков г-на Чавеса не имеет опасных последствий. Как бы сильно этот популистский президент ни обрушивался на Америку, его влияние в регионе и внутри страны полностью основывается на нефти, а Соединенные Штаты являются одним из крупнейших экспортных рынков Венесуэлы. Вашингтон поступает правильно, не делая его объектом основных усилий политики США в Южной Америке, однако вызывающая беспокойство природа некоторых его сделок требует не ослаблять внимание.
____________________________________________________________
Объятия Путина с Чавесом ("The Wall Street Journal", США)
Ось Уго ("The Wall Street Journal", США)
Чавес пытается вовлечь Путина в антиамериканский альянс ("The Financial Times", Великобритания)
Путин продает оружие на миллиард долларов и рискует разрушить свою 'разрядку' с Западом ("The Times", Великобритания)