Основатель движения 'Солидарность', которое привело Польшу к демократии, объявил войну правящим страной братьям-близнецам, которые готовят чистку против тысяч людей, подозреваемых в связях с коммунистической тайной полицией.
Лауреат Нобелевской премии мира Лех Валенса, бывший президентом с 1990 по 1995 гг., заявил, что его настолько беспокоит то, каким курсом пошла страна при президенте Лехе Качиньском и его брате-близнеце и премьер-министре Ярославе, что он задумался о возвращении на политическую арену.
'Мне не нравится нынешняя ситуация в Польше, и я вновь должен вмешаться. У меня нет другого выбора', - заявил Валенса (62), назвавший недавно Качиньских 'возмутителями спокойствия, которые должны быть как можно скорее лишены власти'.
Через шестнадцать лет после краха коммунизма в Польше и более, чем через два года после вступления страны в Европейский Союз, Качиньские (57) вновь пробуждают старые подозрения, угрожая снять с постов всех, кто сотрудничал с тайной полицией.
Среди тех, кого коснется чистка - государственные служащие, дипломаты, преподаватели и журналисты. По мнению критиков, она может превратиться в охоту на ведьм. По 'закону о люстрации', который проталкивается через парламент, более полумиллиона поляков, чьи имена значатся в архивах тайной полиции, пройдут проверку.
Личные дела тех, кто сотрудничал с СБ - бывшим польским КГБ - будут представлены общественности, и работодатели получат право увольнять их. Список всех бывших тайных агентов и их информаторов будет опубликован в Интернете.
'Мне нечего скрывать, но мне не нравится, что мое правительство подобным образом вторгается в мою жизнь', - говорит Эва Милевич (Ewa Milewicz), один из самых уважаемых польских политических журналистов. Когда-то она боролась с советским режимом.
До сих пор т.н. закон о люстрации применялся только в отношении министров, членов Сейма и Сената.
Перед выдвижением своей кандидатуры они были обязаны сообщать о связях с СБ. Каждому уличенному во лжи грозил 10-летний запрет на участие в политической жизни.
По мнению Качиньских, закон не сумел справиться с широкой сетью бывших коммунистических агентов, 'отравляющей Польшу'.
'Существует сеть связей в политике, бизнесе и СМИ, которая должна быть вскрыта, - заявил Ярослав Качиньский. - Влияние людей и спецслужб ослабляет общество. Эти сети должны быть разрушены'.
Те, кто хорошо знает братьев, не удивляются строгости нового закона. Они говорят, что с тех пор, как братья Качиньские обрели известность, сыграв в 12 лет близнецов-смутьянов в культовом фильме 'О двух таких, что украли луну', ими двигал яростный антикоммунизм и пламенный польский патриотизм. Их родители были борцами сопротивления и интеллектуалами, сражавшимися в Варшавском восстании 1944 г. Перед сном они читали близнецам патриотические книги и воспитывали в них враждебность к немцам и русским.
Их дядя погиб в нацистском концентрационном лагере, а еще одного родственника расстреляли советские палачи. Отвечая на вопрос о том, как ему жилось при советской оккупации, Ярослав недавно сказал, что они жили 'в настоящем страхе'.
Близнецы, которые переговариваются по телефону до десяти раз в день, и, как говорят, заканчивают фразы друг друга, по-прежнему с глубокой подозрительностью относятся к Германии и России.
Прославившийся своей чувствительностью президент отменил встречу с канцлером Германии Ангелой Меркель после того, как немецкая газета сравнила его с картофелиной.
'Это люди с ограниченным чувством юмора и множеством комплексов, - заявил Валенса. - Эта реакция многих смутила, но именно так бывает с политиками, которым недостает масштаба'.
Валенса, знакомый с братьями еще с тех времен, когда они состояли в движении 'Солидарность', в свое время снял их с должности советников президента.
'Я выгнал их из своей администрации, потому что они разрушают больше, чем создают. Мне не нравились их теории заговоров. Они всегда подозревали людей, постоянно интриговали', - заявил он.
Если президент Лех имеет собственную семью, любит музыку и кино и более общителен, то премьер-министр Ярослав одержим политикой и часами просиживает один в своем кабинете, плетя интриги. Беспокоить его не разрешается никому, кроме Леха, который однажды признался, что его брат принимает 90% решений.
'Ярослав - лидер, но оба они всегда готовы к конфликту и страдают от своего рода комплекса преследования, - говорит Ян Рокита (Jan Rokita), ведущий оппозиционный политик, знакомый с ними почти 20 лет. - Из-за истории своей семьи они всегда чувствуют себя обиженными. Им кажется, что все против них'.
Близнецы испытывают враждебность не только в отношении бывших врагов. Они готовятся к столкновению с другими странами ЕС, считающими их гомофобами и ультранационалистами.
Будучи мэром Варшавы, Лех, физически отличающийся от Ярослава лишь родинкой на щеке, запретил демонстрацию геев, заявив: 'Я не против того, чтобы они протестовали как граждане, но не как гомосексуалисты'.
Братья хотят видеть Польшу более решительной в ЕС, отмечая в частном порядке, что он должен скорректировать свои либеральные западные ценности для того, чтобы впитать в себя польский католический консерватизм.
Важнейшей причиной разногласий между Европой и Качиньскими являются их партнеры по коалиции. Оказавшись не в состоянии договориться с польскими либералами, партия близнецов 'Право и справедливость' сформировала правительство совместно с двумя правыми партиями, нетолерантные воззрения которых вызывают у многих тревогу.
Правительство Израиля классифицировало как антисемитскую Лигу польских семей, возглавляемую вице-премьером и министром образования Романом Гертыхом (Roman Giertych). Гертых отрицает, что он придерживается каких-либо антисемитских взглядов, но израильтяне отказываются иметь с ним дело.
Главный раввин Польши Михаэль Шудрих (Michael Schudrich), подвергшийся в этом году нападению отморозка-националиста, кричавшего 'Польша для поляков', заявил, что с тех пор, как близнецы пустили Лигу в правительство, антисемитизм получил юридическую платформу. Один из ее лидеров назвал геев педофилами, которых нужно 'колотить'.
Знавшие Качиньских в те дни, когда они были в оппозиции, говорят, что они глубоко консервативные католики, но вовсе не гомофобы. Однако мало кто отрицает, что их кругозор ограничен.
Хотя оба горячо поддерживают США, ни один из них не владеет иностранными языками. Они не любят путешествовать и проводят отпуска в Польше с матерью. За исключением русской водки, венгерского вина и Шарля де Голля, они не проявляют особого интереса ни к чему иностранному.
'Они живут в другой эпохе. Их взгляды и политика анахроничны, - говорит один редактор, чье прошлое будет проверено в соответствии с новым законом. - Они разделили Польшу. Возникла атмосфера паранойи'.
'Страна стоит на перепутье, - добавляет он. - Или мы будем смотреть внутрь и в прошлое или вовне и в будущее. Близнецы хотят первого, а я - последнего, и это в их глазах навлекает на меня подозрение в нелюбви к Польше'.
В двух экземплярах
Лех Качиньский
- будучи мэром Варшавы, запрещал гей-парады
- призвал Германию выплатить 28 млрд. фунтов репараций
- в прошлые выходные объявил о намерении призвать Европейский Союз к восстановлению смертной казни
Ярослав Качиньский
- заявил: 'Я за толерантность, но против пропаганды гомосексуализма'
- обвинял многих польских журналистов и ученых в том, что они принимают деньги от Германии
- предположил, что польская оппозиция была организована немецкими спецслужбами
____________________________________________________________
Параноидальная пара из Польши ("The Financial Times", Великобритания)
Шагнув на Запад, Польша возвращается к своим корням ("The New York Times", США)
Курица - не птица, Россия - не заграница ("Tygodnik Powszechny", Польша)
'Это был дикий страна, Польша . . .' ("Gazeta Wyborcza", Польша)