Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ливан, и не только

Пришло время, чтобы США возглавили процесс всеобъемлющего урегулирования на Ближнем Востоке

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Госсекретарь Кондолиза Райс заявляет, что одним прекращением огня в Ливане нынешний кризис не разрешить. По ее словам, необходимо устранить корни проблемы. И то, и другое верно. Однако источник проблемы - не 'Хезболла': она лишь производное ее первопричины - трагического конфликта в Палестине, который начался еще в 1948 г

Госсекретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) заявляет, что одним прекращением огня в Ливане нынешний кризис не разрешить. По ее словам, необходимо устранить корни проблемы. И то, и другое верно. Однако источник проблемы - не 'Хезболла': она лишь производное ее первопричины - трагического конфликта в Палестине, который начался еще в 1948 г.

Все восточное побережье Средиземного моря охвачено хаосом - со времен неудачной попытки ООН создать в 1948 г. два отдельных государства, еврейское и палестинское, конфликты раз за разом возникают то в одном, то в другом уголке региона. Нынешняя вспышка насилия побуждает к действию все мировое сообщество. Сегодня у нас появился, пожалуй, беспрецедентный шанс использовать эту озабоченность и жажду действий, чтобы добиться всеобъемлющего урегулирования, способного положить конец почти шестидесятилетней трагедии. Единственная страна, способная возглавить усилия в этом направлении - Соединенные Штаты.

Содержание всеобъемлющего соглашения об урегулировании израильско-палестинского конфликта очевидно всем еще с тех пор, как в 2000 г. потерпели неудачу миротворческие усилия президента Билла Клинтона (Bill Clinton). Вот его главные элементы:

· Палестинское государство создается в границах 1967 г. с небольшими территориальными изменениями, которые должны быть согласованы Палестиной и Израилем.

· Палестинцы отказываются от права на возвращение на утраченные территории и, в качестве ответного шага Израиля, еврейские поселения на Западном берегу реки Иордан эвакуируются - опять же с взаимно согласованными уточнениями. Перемещенным лицам с обеих сторон международное сообщество должно выплатить компенсацию.

· Король Саудовской Аравии Абдулла недвусмысленно подтверждает сделанное в 2002 г. заявление о том, что после освобождения Израилем территорий, оккупированных в 1967 г., арабский мир готов вступить с ним в нормальные полномасштабные дипломатические отношения.

· Администрация Палестинской автономии при помощи Египта и Саудовской Аравии формирует правительство в соответствии с соглашением из 18 пунктов, достигнутым в июне представителями ХАМАС и ФАТХ, находящимися в заключении в израильских тюрьмах. Именно это правительство будет представлять Автономию на переговорах.

· В качестве одного из элементов соглашения о прекращении огня на юге Ливана размещается дееспособный международный контингент.

· Еще один международный контингент должен обеспечивать движение транспорта через границы сектора Газа и Западного берега реки Иордан, а также осуществлять за ним надзор.

· Иерусалим получает статус столицы двух государств - Израиля и Палестины. Свобода передвижения и нормальные условия жизни населения города обеспечиваются международными гарантиями.

Все эти элементы хорошо известны жителям региона и тем иностранцам, кто уже не первое десятилетие трудится над достижением прочного мира на Ближнем Востоке. Тем не менее мобилизация политической воли как в руководстве самих стран региона, так и за его пределами, для воплощения этих принципов в реальное и устойчивое соглашение - задача необыкновенно трудная.

Однако нынешний кризис в Ливане дает нам исторический шанс добиться того, что раньше казалось невозможным. При этом было бы нереалистично ожидать, что инициаторами мирного процесса станут стороны, глубже других вовлеченные в конфликт - руководство Израиля и Палестины. Эту ответственность должны взять на себя другие страны, в первую очередь Соединенные Штаты: только они способны мобилизовать международное сообщество, Израиль и арабские государства для успешного решения задачи, которое уже столько раз оказывалось недостижимым.

Как следует организовать данный процесс? Очевидно, что руководить им должна 'четверка' (США, Евросоюз, Россия и ООН), созданная в 2001 г. именно для этой цели. Эта структура, действуя на уровне министров иностранных дел, должна сформировать международные силы для размещения в Южном Ливане и Газе, и только после этого выступить с призывом к прекращению огня. При этом международные силы безопасности должны иметь соответствующий мандат, а также необходимые силы и средства, чтобы решительно пресекать любые акты насилия в зонах своей ответственности. В идеале этот контингент должен состоять из войск стран НАТО, или по крайней мере действовать под натовским командованием. Признавая, что в этой связи могут возникнуть определенные политические препятствия, следует все же учитывать бесспорный факт: привлечение в состав этих сил американского контингента крайне желательно, а то и необходимо, чтобы убедить наших друзей и союзников выделить для этой цели соответствующие силы и средства.

После прекращения огня и ввода международных сил безопасности 'четверка' должна создать основу для обсуждения конкретных элементов всеобъемлющего урегулирования, после чего для завершения детальных переговоров к процессу будут подключены Израиль, Палестинская автономия и соответствующие арабские государства (к примеру Иордания, Саудовская Аравия, Египет и Ливан).

Преимущества от всеобъемлющего урегулирования, устраняющего корни нынешнего хаоса, получат не только израильтяне и палестинцы. Подобное мирное урегулирование 'обезоружит' радикалов в Ливане и Палестине (а также их сторонников в других странах), и ослабит влияние Ирана - страны, которая, из-за своей нынешней идеологической ориентации, представляет наибольшую потенциальную угрозу для стабильности в Саудовской Аравии, Ираке, Египте и Иордании.

Кроме того, всеобъемлющее урегулирование израильско-палестинского конфликта позволит арабским лидерам сосредоточить внимание на решении вопроса, который, по мнению большинства наблюдателей, имеет первостепенное значение: модернизации своих стран, чтобы обеспечить их быстро растущему населению рабочие места и достойную жизнь.

Когда аргумент о том, что подобные шаги невозможны, поскольку население арабских стран больше всего волнует 'трагедия палестинского народа' утратит силу, творческую энергию и способности арабов, да и денежные средства можно будет перенацелить на развитие образования, здравоохранения, строительство жилья и т.д. Побочным результатом этого станет устранение социальных условий, которые побуждают столь многих молодых арабов воспринимать террор как законное средство решения проблем современного мира.

Не исключено, что подобное мирное урегулирование будет способствовать и стабилизации обстановки в Ираке. Оно лишит Иран 'израильского козыря' и окажет на него отрезвляющее воздействие, в результате чего иранское руководство, возможно, проявит больше готовности заключить какое -либо соглашение с иракскими суннитами и курдами, и даже с Соединенными Штатами. Стабильность, процветание и мир в Ираке необходимы всем странам региона - не говоря уже о самих гражданах этой страны. Вполне возможно, что путь к этой цели покажут израильтяне и палестинцы, наладив мирное сосуществование в одном городе - Иерусалиме.

Нынешняя вспышка насилия - последняя по времени из бесконечной череды конфликтов в регионе - вероятно, дает нам уникальную возможность бесповоротно изменить ситуацию на Ближнем Востоке к лучшему. Не будем же уклоняться от решения этой задачи.

Автор - бывший советник по национальной безопасности президентов Джеральда Форда (Gerald Ford) и Джорджа Буша-старшего. В настоящее время - президент аналитического центра Форум международной политики (Forum for International Policy).

____________________________________________________________

Пришло время реальной дипломатии ("Time", США)

Укрощение супергероя или Почему имя Конди не присвоят аэропорту ("The Guardian", Великобритания)

Ее личная война ("The Washington Post", США)

Почему издевательство над Америкой превратились в 'массовый вид спорта' ("The Times", Великобритания)

Джордж У. Буш: "Не знаю, что такое Дарвин, но это штука сомнительная" ("The International Herald Tribune", США)

Конец 'ковбойской дипломатии' ("Time", США)