Один из крупнейших умов в американской геополитике обнаружил просвет в чудовищной черной туче, нависшей над Ближним Востоком, и утверждает, что сейчас, больше, чем когда бы то ни было, может найтись возможность всестороннего разрешения трагедии, длящейся уже 58 лет.
Брент Скоукрофт (Brent Scowcroft) был советником по национальной безопасности президентов Джеральда Форда и Джорджа Буша-старшего, а в настоящее время занимает пост президента Форума по международной политике. Он является ведущим представителем 'реалистической' школы внешней политики, представляющей собой противоположность школе неоконсерваторов (интервенционистов / трансформационистов). Он по-прежнему близок к Бушу 41-му, который порой передает свои советы Бушу 43-ему через статьи Скоукрофта. Но эти советы обычно игнорируются, лучшим примером чему могут служить аргументы осени 2002 г. против вторжения в Ирак.
По мнению генерала Скоукрофта, настало благоприятное время для того, чтобы возродить идею палестинского государства в границах 1967 г. с 'небольшими поправками по взаимной договоренности между Палестиной и Израилем'. Беда в том, что большие поправки этих границ, известные под названием 'зеленой линии', уже сделаны и зафиксированы дорогостоящим физическим барьером длиной в 460 миль. А движение ХАМАС, намеренное стереть Израиль с карты, теперь является главным политическим игроком на Западном берегу и в 'освобожденной' Газе, где память об Израиле осталась в виде воронок от снарядов и бомб.
Следующим пунктом меню генерала Скоукрофта было бы предоставление палестинцам права вернуться в Израиль в обмен на ликвидацию израильских поселений на Западном берегу. Перемещенные палестинцы и израильтяне получили бы компенсацию от международного сообщества. И опять, беда в том, что основная часть израильских поселений на Западном берегу уже включена в состав Израиля. Между рекой Иордан и стеной стоимостью в 2,5 млрд. долларов осталось лишь 60 мелких поселений. Что касается 'компенсации', то арабские нефтяные государства, зарабатывающие сотни миллиардов долларов в год на нефти, цена которой достигает 80 долларов за баррель, проигнорировали призывы Газы о помощи после выхода оттуда Израиля в прошлом году. А западные страны страдают от резкого донорского утомления.
Генерал Скоукрофт напоминает нам, что в 2002 г. все арабские страны, по призыву короля Саудовской Аравии Абдаллы, пообещали наладить нормальные отношения с Израилем после его выхода со всех арабских территорий, оккупированных им в 1967 г. Но Белый Дом это проигнорировал. К тому времени в мышлении о Ближнем Востоке уже доминировала кампания неоконсерваторов в пользу вторжения в Ирак Саддама Хусейна.
План Скоукрофта также предусматривает размещение эффективных международных сил в южном Ливане и на Западном берегу для 'контроля над транспортом, пересекающим границы сектора Газа и Западного берега'. В ближайшие несколько недель мы увидим, насколько эффективные силы могут быть размещены на израильско-ливанской границе. С учетом того, что бомбежки Израилем южного Бейрута, Сидона и Тира нанесли Ливану многомиллиардный урон, премьер-министр этой страны Фуад Синьора (Fouad Siniora) заявил, что эти силы должны размещаться в границах Израиля, а не Ливана. Палестинцы нуждаются в свободе передвижения между Западным берегом и Газой, которые отделены друг от друга израильскими поселениями.
Генерал Скоукрофт, опытный дипломат и осторожный человек, продолжает: 'Иерусалим может стать совместной столицей Израиля и Палестины при соответствующих международных гарантиях свободы передвижения и гражданской жизни в городе'. Но даже покойный Ясир Арафат требовал меньшего. Пока движение ХАМАС не победило на январских выборах, палестинцы не требовали ничего больше Восточного Иерусалима, арабского квартала, постепенно заполнявшегося еврейским населением после того, как Израиль захватил весь священный город в ходе Шестидневной войны 1967 г.
Нынешний кризис в Ливане, говорит генерал Скоукрофт, 'дает историческую возможность совершить то, что казалось невозможным'. Теперь дело за Соединенными Штатами, добавляет он, кроме которых некому мобилизовать международное сообщество, Израиль и арабские государства на решение задачи, с которой не смогли справиться предыдущие администрации. Очевидно, лучше всех выполнить ее мог бы 'Квартет' (США, ЕС, Россия и ООН), уже готовившийся к этой роли в 2001 г.
Первым пунктом повестки дня стали бы международные силы под эгидой НАТО, которые обеспечивали бы прекращение огня. При всей той ругани, которая обрушилась на президента России Владимира Путина за несоответствие вашингтонским стандартам демократии, и расширении НАТО, включившей в свой состав бывшие советские республики, трудно поверить в то, что Москва согласится на операцию НАТО на Ближнем Востоке. Кроме того, операция в Афганистане отвлекает на себя значительные ресурсы НАТО.
В плане Скоукрофта не упоминается Сирия, чьи Голанские высоты все еще оккупированы Израилем. Но он утверждает, что его предложения ограничат влияние Ирана, страны, представляющей собой наибольшую угрозу стабильности в Саудовской Аравии, Ираке, Египте и Иордании. Это, разумеется, предполагает, что иранская муллократия спишет свои инвестиции в 'Хезболлу', в счет которых входит около 15 000 управляемых и неуправляемых ракет и ежегодное вспомоществование в 100 млн. долларов, и будет тихо сидеть на обочине, пока администрация Буша, дискредитированная почти на всем Ближнем Востоке, навязывает региону свой мир. Последние события продемонстрировали, что Соединенные Штаты, как бы ни старались, не могут быть нейтральным посредником между арабами и евреями.
Конгресс США ясно дал понять, что нападение на Израиль - это нападение на Соединенные Штаты. Когда после двух недель авиаударов по 'Хезболле' в Ливане у Израиля начали кончаться высокоточные управляемые бомбы, Соединенные Штаты доставили по воздуху новые. При том, что 'Хезболла', 'партия Бога', резко вышла в лидеры ближневосточного политического хит-парада, а ее лидер шейх Хасан Насралла превратился в нового Че Гевару, мирный план Скоукрофта кажется совсем преждевременным.
Для начала нужно разоружить 'Хезболлу', вывести Сирию из ее альянса с Ираном, создать более сильный Ливан и убедить Иран оставить ядерные амбиции.
________________________________________________________
Шок и трепет ("The New York Times", США)
Если это третья мировая война, мы ее проигрываем ("The Times", Великобритания)