Moody's отзывает рейтинги акций, из-за которых сходила с ума московская биржа. Прежний хозяин Ходорковский сидит в тюрьме и будет сидеть много лет.
Всего три года назад это была компания номер один в России - империя, которой, казалось, ничто не может противостоять при основанной на нефти экономике, возглавляемая великолепной командой молодых, богатых, умных, бредивших о всемогуществе и планировавших завоевание мира из своих начальственных офисов в голубом небоскребе на Дубининской улице. Этот колосс должен был стать взлетной полосой, с которой Михаил Ходорковский смог бы взлететь в направлении Кремля - однако он был катапультирован в лагерь вблизи китайской границы. А теперь мы присутствуем на финальном пиру, в ходе которого остатки великой империи раздаются друзьям и врагам. Вчера Московский арбитражный суд постановил объявить 'ЮКОС' банкротом, лишил прав нынешнее управление компании и назначил конкурсного управляющего. Агентство Moody's отозвало рейтинг акций 'ЮКОСа', в свое время так радовавших инвесторов. Несмотря на то, что оставшиеся в компании менеджеры уже подали на апелляцию против этого решения, никто не сомневается, что российское правосудие будет неумолимо, как и всегда в тех случаях, когда дело заходило об империи Михаила Ходорковского. Иными словами, в великом романе о 'ЮКОСе' появилось слово 'конец'.
Предложение о банкротстве было выдвинуто несколько дней назад собранием кредиторов, среди которых были российские налоговые органы, 'Роснефть' (государственное предприятие, превратившееся в одного из мировых лидеров благодаря конфискованному имуществу 'ЮКОСа') и консорциум из 14 западных банков под руководством Societe Generale, предоставивших Ходорковскому 1 миллиард долларов в сентябре 2003 года, за месяц до ареста олигарха. Назначенный судом временный управляющий, Эдуард Ребгун, оценил общий долг 'ЮКОСа' в 18,26 миллиардов долларов, а рыночную стоимость компании - всего в 17,72 миллиарда. Последняя цифра была оспорена менеджерами компании, которые оценивают ее не менее чем в 37,7 миллиардов долларов. Управляющие компании пытались остановить неизбежное, предложив план оздоровления, который, однако, был отвергнут российскими властями как 'не соответствующий национальному законодательству'. Президент Стивен Тиди сложил с себя полномочия 10 дней назад, и последние попытки адвокатов остановить или как минимум отложить приговор в ожидании решения Страсбургского суда ни к чему не привели.
Итак, официально 'ЮКОС' более не существует. Однако покойник, хоть и находившийся уже несколько месяцев в состоянии клинической смерти, издающий предсмертные хрипы после насильственного изъятия сердца - 'Юганскнефтегаза', дочерней компании, в одиночку производившей столько же нефти, сколько вся Ливия, конфискованной в счет предполагаемых неуплаченных налогов и проданной российским государством в ходе более чем подозрительного аукциона неизвестному покупателю за скромную сумму в 9,3 миллиарда долларов и, в конце концов, оказавшейся в руках государственной 'Роснефти', - все равно оставляет после себя внушительное наследство. Прежде всего, речь идет о таких дочерних предприятиях, как 'Томскнефть' и 'Самаранефтегаз'. Кроме того, без владельца остаются пять нефтеперерабатывающих заводов, включая Ангарский мега-комбинат по соседству с озером Байкал мощностью в 348 тысяч баррелей в день; благодаря своему стратегическому географическому положению он становится ключевой точкой для строительства возможных нефтепроводов в Китай. И, наконец, несколько бриллиантов с короны рассыпаны по всему миру - их судьба будет определяться 17 августа на заседании Амстердамского суда, который должен будет принять решение относительно продажи зарубежных активов 'ЮКОСа'. Существует 'Мажейкю Нафта', литовская компания, 53,7% которой уже были проданы; теперь остается разделить между кредиторами 'ЮКОСа' 1492 миллиарда долларов, полученных после продажи этой доли PKN Orlen. Польская компания, кроме всего прочего, собирается выкупить еще 30,66% 'Мажейкю Нафты' у литовского правительства за 851,8 миллионов. Остаются бесхозными 49% словакской компании 'Транспетрол', на которые появляется все больше претендентов - от 'Газпрома' и польской 'Pern' до чешской 'Cepro' и американского инвестфонда.
Все это аппетитные куски, но они ничто по сравнению с российскими активами, которые не только приносят прибыль, но и могут оказаться крайне существенными в будущей борьбе за власть. Несмотря на то, что последние три года 'ЮКОС' непрерывно трясет, у компании все еще остается 100% 'Арктикгаза', обладающего лицензиями на разработку северных месторождений, вызывающих аппетит у ТНК-ВР, а также 20% 'Газпромнефти', бывшей 'Сибнефти' Романа Абрамовича, которую владелец 'Челси', более предусмотрительный, нежели Ходорковский, согласился вернуть государству по-хорошему. Этот пакет оценивается более чем в 4 миллиарда долларов, и в нем заинтересован 'Газпром', стремящийся к тотальному контролю над приобретенной в прошлом году нефтяной компанией. Предложение уже было сделано: менее чем 2 миллиарда долларов.
Именно этого опасаются - и именно об этом заявляют - теперь уже бывшие управляющие 'ЮКОСа': адвокат компании Дрю Холинер (Drew Holiner) сообщил вчера, что приговор о банкротстве открыл возможности для распродажи активов по бросовым ценам. 'Конкурсный управляющий должен распродать все как можно скорее, чтобы покрыть долги, он не может ждать', - сказал Холинер. Именно в этом, похоже, состоит цель: воспользоваться стечением обстоятельств, как это уже случалось раньше в саге о 'ЮКОСе'. Не так давно финансист Джордж Сорос выразил позицию, которую многие разделяют, написав в 'Financial Times' о том, что 'Кремль использовал государственную мощь, чтобы вернуть себе контроль над энергетической промышленностью'. Вчерашний приговор суда - это свидетельство о смерти, выданное пациенту, переставшему дышать: 'ЮКОС' почти не производил нефти, у компании отобрали все главные активы, Ходорковскому осталось сидеть в тюрьме не меньше шести лет. Но именно 1 августа 2006 года станет официальной датой, когда был положен конец мечтам олигархов, выращенных Борисом Ельциным; датой триумфального завершения проекта Владимира Путина по созданию 'энергетической сверхдержавы'.
__________________________________________________________
После решения о банкротстве ЮКОСа отдано распоряжение о ликвидации компании ("The New York Times", США)
ЮКОСу приходит конец: банкротство и аукцион ("The Guardian", Великобритания)