Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Через колонный зал к власти

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вначале всего стоит источник. Он и есть само начало, потому что из него течет животворящая влага. Это и предопределило 'источнику' большую карьеру: сырье и богатство имеют свой источник, равно как и счастье. Спецслужбы любят пользоваться информацией из темных источников. Есть также истоки, которые нужно защищать, потому что там находилась колыбель цивилизации. Зарубежные корреспонденты 'Sueddeutsche Zeitung' эти летом отправились на поиск этих истоков и источников

Роскошный Горный институт в Санкт-Петербурге представляет собой 'кузницу' специалистов нефтяной и газовой отрасли. Путин тоже был вдохновлен этим учебным заведением

Вначале всего стоит источник. Он и есть само начало, потому что из него течет животворящая влага. Это и предопределило 'источнику' большую карьеру: сырье и богатство имеют свой источник, равно как и счастье. Спецслужбы любят пользоваться информацией из темных источников. Есть также истоки, которые нужно защищать, потому что там находилась колыбель цивилизации. Зарубежные корреспонденты 'Sueddeutsche Zeitung' эти летом отправились на поиск этих истоков и источников.

Санкт-Петербург. Бело-сине-красный трехцветный флаг России развевается на ветру. Я рядом реет флаг с голубой буквой 'Г'. Начальной буквы 'Газпрома'. Путь на работу Владимира Литвиненко проходит под этими флагами, через величественный зал с 12 колоннами. А за ним раскрывается без всякого стеснения роскошь и власть. За стеклом в витражах блестят топазы и бериллы, турмалины и аметисты. Драгоценные камни выставлены в большом количестве - это уникальная коллекция. Хозяин приветствует посетителей в зале приемов бирюзового цвета. На стене висит карта России, испещренная зелеными, оранжевыми, желтыми и черными точками, треугольниками и квадратами. Каждый знак демонстрирует часть богатства России: вот нефтяное месторождение, вот газовое, а вот и золотой прииск.

У Литвиненко короткие седые волосы, он одет в синюю форму с лавровой ветвью золотого цвета на лацкане. На погонах написано: 'Санкт-Петербург. Горный институт'. 'Это не просто университет', - говорит хозяин. Правда, никто и не утверждает этого. Учрежденный 21 октября 1773 г. Екатериной II, чтобы Россия научилась лучше хранить свои богатства, он сначала служил российским царям, а затем партии - уже как кузница кадров. Здесь всегда хранился ключ к российским ресурсам. И сегодня этот факт придает Горному институт больший вес, чем когда-либо.

'Мы готовим специалистов, начиная от поиска месторождений и кончая освоением нефтяных и газовых месторождений', - поясняет Литвиненко. Затем многозначительно добавляет: 'И Вы ни в каком другом высшем учебном заведении не найдете такого понимания процессов, связанных с руководством государством'. В 1997 г. Владимир Путин защитил в Горном институте докторскую диссертацию на тему 'Стратегическое планирование воспроизводства минерально-сырьевой базы региона в условиях формирования рыночных отношений'. Речь в ней шла о сырье, государстве и рыночной экономике.

В 1999 г. Путин опубликовал в бюллетене института статью, в которой можно найти такие мысли, как: 'Государство имеет право регулировать процесс поиска и использования природных ресурсов, в частности минерального сырья, независимо от того, на чьей земле они находятся. С этой точки зрения, государство действует в интересах как общества в целом, так и частных владельцев, которые нуждаются в помощи органов государственной власти для поиска компромиссов в случае конфликтов'. В конечном итоге, размышления Путина венчаются требованием создания в нефтяной и газовой промышленности крупных концернов, контролируемых государством. Подобные мысли приводят к выводу: если и существует нечто вроде путинизма, то Горный институт как раз лежит у его истоков.

Илья Зипач два дня ехал сюда на поезде. Он приехал из городка под названием Тарко-Сале в Ямало-Ненецком автономном округе на северо-западе Сибири. Люди в Тарко-Сале живут за счет добычи газа, и свое будущее Илья тоже видит в этом. И поэтому этот 17-летний худенький парнишка сидит вместе со своими сверстниками в современно оборудованном помещении для семинаров и слушает распорядок на следующий день. Завтра экзамен по английскому языку, последний экзамен, после чего станет ясно, поступил он или не поступил. 'Надеюсь, я поступлю', - говорит он. Горный университет - это очень престижное учебное заведение, достаточно сказать, 'что здесь, например, защитил свою кандидатскую диссертацию Путин'. Правда, руководитель экзаменами, Андрей Монтиков, считает, что это видно уже по конкурсу. Этим летом было 5000 абитуриентов на 1250 мест. 'Мы опять перевыполнили план', - радостно говорит Монтиков.

Молодежь в России надеется на свою блестящую карьеру в сырьевой промышленности, и в Горном институте, по всей видимости, эти надежды оправданы. В каждого студента, как рассказывает ректор, институт инвестирует ежегодно 11 000 евро. Эта фантастическая по российским меркам сумма не может финансироваться только за счет государственной казны. Откуда поступают деньги, сразу становится ясно во время экскурсии по зданию университета, отремонтированного со всей солидностью. Лекционные залы, аудитории для семинаров и лаборатории украшены названиями концернов, имеющих в России немалый вес. Например 'Газпрома', того самого газового монополиста, научившего кое-кого в Европе себя бояться. Или 'Роснефти', полугосударственного концерна, проглотившего все то, что было ценное в концерне 'Юкос'. Представлен здесь и 'Лукойл', частная нефтяная компания, имеющая хорошие связи с Кремлем. Или 'Новатек', независимая газовая компания. И алмазная фирма 'Алроса'.

Среди спонсоров есть и иностранные фирмы. Недавно Hewlett-Packard оборудовала одну из учебных аудиторий 29 современными компьютерами. Таким образом, официальная статистика за 2005 г., согласно которой в России на 1000 студентов приходится 313 компьютеров, была подкорректирована. Список спонсоров, позволивший сделать Горный институт, видимо, самым оснащенным ВУЗом России, весьма длинный. Поэтому напрашивается вопрос, с чего бы это. Видимо, потому что кандидат наук из Санкт-Петербурга сидит в московском Кремле.

Немного неожиданным для ректора Литвиненко стал первый визит к нему Владимира Путина. Это было в 1995 или 1996 г. Тогда Путин был заместителем мэра. 'Я был удивлен, я не знал, что он параллельно занимается наукой, - говорит ректор, - тем более что Путин закончил юридический факультет в Ленинградском университете. Я спросил его, почему он не идет в университет, и он ответил: 'Я знаю, что Ваш институт независимый, я не хочу, чтобы думали, будто я просто пролез со своей диссертацией. Я хочу, чтобы ее у вас прочли''. Действительно, позднее были у некоторых сомнения, кто не верил, что диссертация вышла из-под пера Путина.

Американские ученые даже утверждали, что частично она была плагиатом. Но в конечно итоге, исследователи Университета Райса в Техасе решили в своем исследовании 'Значение энергетики в российской глобальной стратегии', что 'несущественно, кто был автором работы'. В советской и российской практике принято, что за вождей такие работы кто-то пишет. Путин, видимо, дал произведению свое имя и 'одобрил содержание, осознавая свое собственное политическое будущее'.

Концентрация власти в руках 'Газпрома' или пребывание в колонии строптивого олигарха Михаила Ходорковского, - все это наверняка коренится в убеждениях, к которым Путин пришел в тот петербургский период. Для ректора такое видение должно быть весьма лестным, однако он осторожно и витиевато говорит: 'Мы вовсе не ставили перед ним такой задачи, чтобы диссертация стала вектором в его будущей политике'. Однако диссертация дала Путину возможность, считает Литвиненко, отточить свои аналитические способности. 'Но в том, что мы помогли ему мыслить иначе, я глубоко убежден', - заверяет Литвиненко. Ясно одно, что Путин встретил в Горном институте тех экспертов, которые считали, что Россия в результате дикой приватизации встала на неверный путь, которые не одобряли, по словам Литвиненко, 'большой бизнес без государственного регулирования'. Которые не могли понять слабость большой и богатой ресурсами России.

Акулы и монстры

Теперь, кажется, все стало иначе. Совсем недавно в Санкт-Петербург на встречу приезжали могущественные государства 'Большой восьмерки' и Литвиненко воспринимал это с удовольствием. 'Я глубоко убежден, что без нашей страны проблемы не могут быть решены. Что касается нашей нефти и нашего газа, то мы держава, с которой следует считаться', - говорит он. Россия, говорит он, снова стала 'серьезным игроком' на мировом рынке и претендует на равноправное отношение к себе. И все это благодаря его бывшему соискателю. 'Как гражданин я горжусь нашим президентом, который понимает, что на западных рынках мы должны вести себя как акула среди акул', - заявляет он. 'Чтобы конкурировать с вашими энергетическими монстрами, нам нужны наши монстры'. Значит, Путин действовал правильно, когда укреплял 'Газпром'.

Литвиненко тоже хочет внести свой вклад в новую, сильную Россию: 'Наш ВУЗ не только кузница кадров, но и учреждение, воспитывающее элиту'. Как ректор он знает, 'когда я сегодня получаю абитуриента, то он мягкий и поддающийся, как пластилин. За 5 лет из него нужно сделать специалиста'. Поэтому институт придает такое большое значение ношению формы ВУЗа и дисциплине. 'Студенты понимают, что порядок, который нам так нужен сегодня в горнодобывающем секторе, начинается в ВУЗе', - заверяет он.

Литвиненко с ужасом вспоминает о своем посещении Технического университета в Гамбурге: 'Вместе с президентом университета я зашел в три аудитории, и ни один студент не поднялся со своего места'. По его мнению, демократия заходит здесь слишком далеко и становится вседозволенностью.

В своем Горном институте Литвиненко не собирается допускать этого и его успех дает ему на это право. 'С моей точки зрения, Горный институт является мировым лидером в области образования', - говорит один из друзей института в рекламном ролике, который на прощанье дарит мне Литвиненко. А зовут этого друга Владимир Путин.