ЛОНДОН - 26 июля Mittal Steel объявила о том, что 92 процента пайщиков Arcelor проголосовали своими акциями за слияние двух компаний. Такая мощная поддержка со стороны акционеров говорит об их доверии к преимуществам консолидации и глобализации. А я верю в то, что это является мощным показателем продолжения такой тенденции и в будущем.
Впервые о необходимости консолидации в сталелитейной промышленности я публично заговорил в 1998 году. Тогда наша отрасль состояла из мелких игроков регионального масштаба и была в значительной степени национализирована. Крупнейшей сталелитейной компанией в мире была южнокорейская Posco, производившая чуть больше 25 миллионов тонн стали в год. Сталелитейная отрасль давно уже ассоциировалась с цикличностью, неустойчивостью и неспособностью согласовать мировой спрос и предложение на свою продукцию. В результате ее предприятия по оценке стоимости находились на самых низших ступенях любого из секторов рынка ценных бумаг.
Прокрутим пленку на восемь лет вперед и мы увидим, что динамика развития, к счастью, меняется. Все начинают понимать и поддерживать преимущества более глобального и консолидированного рынка. Произошла существенная консолидация, главным образом, в Европе, США и Японии. Создан целый ряд многонациональных компаний. Отрасль стала меньше концентрировать свое внимание на объемах производства, она создала определенную систему градации и масштабирования, позволяющую снижать объемы в моменты перепроизводства или падения спроса. У нас уже несколько лет подряд наблюдается впечатляющая рентабельность и доходность.
Все это хорошие новости. Но, несмотря на все эти успехи, акции сталелитейных компаний по-прежнему имеют низкую цену в сравнении с другими отраслями. Этому можно дать единственное объяснение: инвестиционное сообщество пока еще не верит в то, что цикличность в сфере деловой активности закончилась и что сделано достаточно много для обеспечения более стабильной обстановки в области производства и бизнеса.
Что касается перспектив нашей отрасли, мы можем поздравить себя с тем, что уже несколько лет имеем хорошую доходность, выйдя из периода серьезного спада деловой активности в 2001 году. Однако, по общему признанию и по меркам других отраслей, этот рост был далеко не гладким. Рынок должен понимать, что сталелитейная отрасль всегда будет цикличной. Но и мы, работники отрасли, должны более активно работать над тем, чтобы такие циклы стали менее резкими и более продолжительными. Это даст нам лучшее видение перспективы и устойчивость доходов на всем протяжении цикла.
Но как можно добиться этого? Какая модель обеспечит максимальную устойчивость доходов для акционеров? Этот вопрос заставляет меня взглянуть на прошедшие полгода и на процесс нашего слияния с Arcelor, осуществленный в целях создания действительно уникальной для отрасли компании, которая будет обладать непревзойденным географическим и производственным многообразием. Вне всяких сомнений, это самая выдающаяся и самая заметная сделка в истории сталелитейной промышленности. Она напоминает инвесторам о том, что отрасли, считавшиеся когда-то пережитком прошлого, обладают существенным потенциалом и возможностями. Действительно, ряд отраслевых аналитиков прогнозирует, что в результате этого слияния цена акций нашей компании в следующие два года может увеличиться почти на 100 процентов. В качестве представителей сталелитейной отрасли мы сегодня должны воспользоваться возросшим вниманием инвесторов и начать движение к созданию модели более консолидированного бизнеса с целью обеспечения признания нашего потенциала и придания дополнительных ценностных качеств нашей компании.
Я глубоко уверен в том, что в сталелитейной отрасли масштаб производства является важнейшей составляющей борьбы за стоимостную ценность. Объединенная компания Arcelor Mittal по своим масштабам будет в три раза превосходить ближайшего конкурента. Такое существенное отличие должно стать своего рода катализатором, подталкивающим другие сталелитейные компании к реализации собственных планов консолидации. Если они хотят остаться важными игроками на поле конкуренции в следующем десятилетии, у них нет никакой иной альтернативы. Консолидация сталелитейной промышленности продолжается, и я не устаю повторять, что к 2015 году первая тройка крупнейших игроков в отрасли будет производить от 150 до 200 миллионов тонн стали в год. Сегодня Arcelor и Mittal совместно производят 116 миллионов тонн.
Развитие сталелитейной промышленности будет также стимулироваться экономическим ростом развивающихся стран, особенно таких, как Китай и Индия. Мне приятно, что во время подготовки и представления предложения о слиянии нам удалось объяснить людям, почему для сталелитейных компаний, стремящихся в предстоящем десятилетии играть роль лидеров, очень важно обеспечить свое присутствие на бурно развивающихся рынках этих стран. Если компании намерены обеспечить постоянную и устойчивую доходность на протяжении всего цикла, они должны закрепиться как на быстро растущих рынках развивающихся стран, так и на более дорогих рынках стран с развитой экономикой. Такое сочетание деловой активности наверняка обеспечит финансовые достижения, способные дать максимальную прибыль инвесторам, и гарантирует высокий рейтинг самим компаниям.
Я уверен, что Arcelor Mittal представляет собой привлекательную и перспективную модель бизнеса. Дальнейшая консолидация и расширение будут неотъемлемой частью такой модели, однако конечной целью должно стать повышение доходности акционерного капитала. Наша отрасль слишком долго разочаровывала своих акционеров. И это отрицательное наследие находит свое отражение в довольно скромной инвестиционной классификации ценных бумаг сталелитейных компаний. Если мы продолжим уже начатый процесс трансформации, то сможем с уверенностью смотреть в будущее. Тенденция спроса позитивна, а дальнейшая консолидация обеспечит ту стабильность и устойчивость, которая нужна всем акционерам.
Лакшми Миттал является президентом компании Arcelor Mittal.
____________________________________________________________
Arcelor/Mittal ("The Financial Times", Великобритания)
Россия: подарок другу ("Newsweek", США)
Лояльность Мордашова окупается ("The Wall Street Journal", США)
Подстава для акционеров ("The Wall Street Journal", США)