Сенат Соединенных Штатов, не потрудившись провести хотя бы одно публичное слушание, принял законопроект, который может нанести очень серьезный урон национальной безопасности страны. Язык документа, уже прошедшего сито Сената, чрезвычайно невнятен и чреват тем, что теперь производством прочного и легкого металла титана - важнейшего компонента американских самолетов, бронетехники и другой продукции военного назначения - фактически будет заниматься Россия.
Достаточно было бы уже и того, что по этому документу весь титан марок, применяемых при производстве военной техники, будет производиться не на американских заводах, а всего одной компанией в России. Но есть вещи и похуже. Дело в том, что эту компанию, ВСМПО, пытается купить российское государство.
Иными словами - и, увы, это не преувеличение, - действия Сената могут привести к тому, что в один прекрасный день наше Министерство обороны не сможет строить ни истребители, ни бомбардировщики без разрешения Кремля. Кто знает, будут ли президент Владимир Путин или его преемники всегда согласны продать ему необходимый титан? И даже если все заказы Соединенных Штатов будут выполнены, это значит, что у Кремля будет вся информация о качестве и количестве заказанного Пентагоном титана - и, соответственно, прекрасная разведывательная база для того, чтобы знать, какое оружие разрабатывается в США.
Казалось бы, зачем это Сенату? Понятно же, что никому из сенаторов и в голову бы не пришло целенаправленно добиваться подобного результата. Однако проблема обозначилась еще тогда, когда Сенат в одном пакете с расходным бюджетом Министерства обороны на 2007 финансовый год (для финансовых операций, связанных с государственным бюджетом США, финансовый год начинается 1 октября и заканчивается 30 сентября - прим. перев.) принял не очень понятный документ, разработанный Ассоциацией аэрокосмической промышленности (Aerospace Industries Association), изначальный смысл которого сводился к тому, чтобы решить проблемы с неисполнением контрактов, возникавшие в том числе и из-за небольшого объема поставок некоторыми исполнителями, которые вытекали из действующего законодательства о госзаказе.
Однако АAП сделала классический 'ход троянским конем': прикрываясь этими трудностями, она протолкнула через Сенат документ, который по принятии освобождает ее членов от множества юридических обязательств. Они не учли одного: теперь из-за них броня, которая защищает американские танки, крепления, благодаря которым в воздухе не разваливаются реактивные истребители, и части двигателей, благодаря которым они вообще взлетают, будут полностью производиться в России.
Согласно действующему закону, некоторые материалы, используемые при исполнении оборонных контрактов, то есть материалы особой важности - титан и другие специальные металлы - должны обязательно производиться на территории Соединенных Штатов. Положение о спецметаллах было принято десятки лет назад, и долгое время система работала как надо и исправно обеспечивала оборонные предприятия США титаном и другими спецметаллами отечественного производства.
Более того, положение о производстве спецметаллов показало даже лучшие результаты, чем вначале рассчитывал Конгресс. Оно не только заложило основы надежных поставок спецметаллов для Министерства обороны: в рамках предписанных им правил в стране сформировалась отечественная отрасль промышленности, конкурентоспособная как по цене, так и по качеству. Таким образом, в выигрыше оказалось и Минобороны - оно получило инновационный производственный комплекс с непрерывным исследовательским циклом, - и американские налогоплательщики, получившие уверенность в том, что заработанные ими доллары вкладываются в обеспечение национальной безопасности.
Значительная часть инновационной деятельности проходила по совместным программам американских частных производителей спецметаллов и Минобороны. В результате страна увидела потрясающий пример того, что можно было бы назвать 'хардхэт-хайтеком' (от англ. hard hat - каска, шлем - прим. перев.), то есть пример не только высокотехнологичной, но и высокопатриотичной отрасли. Соединенные Штаты удерживают мировое лидерство по применению титана и других спецметаллов в оборонной и авиакосмической промышленности, и достигалось это в немалой степени благодаря упомянутому положению. Но сегодня, когда Соединенные Штаты просто взяли бизнес, имеющий фундаментальное значение для совместных научно-конструкторских программ оборонного значения, и отдали его на откуп другим странам - той же России, - понятно, что частный сектор больше не будет вкладываться в эти программы. Хотя по положению о спецметаллах отечественным производителям гарантируется сохранение части общего объема продаж, которая, к слову, по титану составляет сегодня около 25 процентов, этот объем критичен для стабильности рынка.
Мы знаем, что, чтобы решить проблемы с исполнением контрактов, в том числе связанные с небольшим объемом производственных мощностей, необходим пересмотр не только действующего законодательства, но и - и это гораздо более важно - нынешней политики формирования государственного заказа Минобороны. И хотя всем понятно, что издержки, связанные с пересмотром политики, лягут на плечи нашей отрасли, мы готовы поддержать принятие разумных законодательных мер по решению накопившихся проблем. Более того, мы сами подобные меры предлагаем.
Однако Сенат принимает предложение ААП, чреватое последствиями, идущими гораздо дальше, нежели об этом говорят его разработчики. Фактически речь идет о том, что законодательная норма, регулирующая государственные закупки спецметаллов, аннулируется, а отечественный комплекс, занимающийся производством титана и других спецметаллов, ставится на грань выживания.
Американская титановая отрасль слишком важна для нашей национальной безопасности, чтобы в качестве поставщика Министерства обороны ее можно было променять на компанию, которая вскоре может перейти в руки российского правительства. Мир сегодня слишком нестабилен, а будущее слишком неопределенно, чтобы ставить безопасность нашей страны в зависимость от капризов политико-экономической системы России.
Томас Э Уильямс-младший - президент компании ATI Allvac.
Стивен Л. Уотсон - генеральный директор компании TIMET
Тимоти Дж. Руперт - президент и генеральный директор компании RTI International Metals