Monday, August 7, 2006; Page A15
На прошлой неделе президент Ирана Махмуд Ахмадинежад (Mahmoud Ahmadinejad) провел пресс-конференцию, на которой обрушился с критикой на Израиль, этот, как он сказал, "узурпаторский сионистский режим", за бомбежки мирного ливанского населения. Впрочем, для политика, который не раз отрицал факт Холокоста и призывал к уничтожению Израиля, это вряд ли было чем-то выдающимся.
Но тут слово взял глава другого государства, находящийся в Иране с визитом. "Они хотят войны, потому что внутри у них дьявол? - воскликнул президент Венесуэлы Уго Чавес (Hugo Chavez). - Я говорю им это отсюда, из Ирана, и готов повторить еще тысячу раз: Убийцы! Трусы! Говоря откровенно, их судьба теперь предрешена, предрешена глубоко в душах людей".
Не удивительно, что Ахмадинежад до этого назвал Чавеса "братом и товарищем по окопу". Но венесуэлец еще не закончил. Действия Израиля, продолжил он, напомнили ему то время, когда Симон Боливар (Simon Bolivar) обратился к истории о Каине и Авеле, говоря о врагах. "В тот день Боливар сказал: "Господи, если ты справедлив, порази молнией этих монстров", - сказал Чавес. - И сегодня я скажу: "Господи, порази молниями этих монстров". Иншалла!"
Как сообщает BBC Monitoring, иранские друзья наградили Чавеса аплодисментами. Однако, как ни странно, за пределами Тегерана его тирада прошла практически незамеченной. В те дни, когда кинозвезду подвергли остракизму за довольно мягкое антисемитское высказывание (а ведь Мел Гибсон [Mel Gibson] хотя бы мог сказать, что был пьян), никого, судя по всему, не волновала полная ненависти речь президента большой южноамериканской страны, которая является еще и одним из крупнейших в мире экспортеров нефти, человека, изо всех сил добивающегося для своего правительства двухлетнего срока в Совете Безопасности ООН.
На самом деле, выступление Чавеса было вполне в духе его тура по восьми странам от Аргентины до Бенина. Но не Израиль главная причина его озабоченности. В каждой стране мнимый "революционер и последователь Боливара" со страшной силой обрушивался на Соединенные Штаты и призывал к созданию мировой коалиции для борьбы с "империалистическим американским монстром".
В Минске, где Чавес встречался с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, известным как "последний диктатор Европы", лидер Венесуэлы заявил, что США - "это бесчувственный, слепой, глупый гигант, который ничего не знает о правах человека, гуманности, культуре, совести и сознательности".
В Москве, где был подписан контракт на приобретение истребителей Су-30 на сумму 1 млрд. долларов (таким образом, сумма, которую Венесуэла потратила на закупки российского оружия, за полтора года выросла на 3 млрд. долларов), Чавес сказал, что "самую большую угрозу миру представляет американская империя". В Ханое он долго разглагольствовал на тему зверских бесчинств американских военных, включая бомбардировки японских городов во время Второй мировой войны. Затем он похвалил вьетнамцев за разгром "этого чудовища", одновременно предупредив, что оно "никогда не откажется от своих планов остановить и ослабить нас".
Предпоследнюю остановку Чавес сделал в Мали, бедной африканской стране, где "империализм", обычно означает Францию как бывшую метрополию. Но это неважно: "Мы, страны Юга, должны объединиться против гегемонии США, - заявил гость в столице страны, городе Бамако. - Или мы все умрем".
Что все это значит? На ум приходит одно объяснение: Чавес совсем отбился от рук, а его ненависть к США - и тем более к евреям - это патология. И все же более убедительной мне кажется другая теория: Чавес надеется, что обида на США настолько распространится по всему миру, что, провозглашая ее, он станет мировым лидером. По его расчетам, сначала Венесуэла отпихнет в сторону Россию с Францией и возглавит оппозицию инициативам США в ООН. А затем. . . кто знает?
Это, по сути, весьма любопытный тест на то, насколько далеко готовы зайти разные страны, оспаривая роль США как мирового лидера. Ответ: не слишком далеко, если альтернативой будет Чавес. В Аргентине правительства южноамериканских государств быстро отвергли его предложение о создании объединенных вооруженных сил. В Белоруссии его обнял дипломатический изгой Лукашенко. Но вот вьетнамское руководство, надеющееся в ноябре принять у себя президента Буша, судя по всему, было смущено заявлениями Чавеса и не поспешило их поддержать.
В Москве Владимир Путин с ледяным видом уклонился от объятий Чавеса. По выражению газеты "Коммерсант", российский президент держал своего венесуэльского коллегу в буквальном смысле на расстоянии вытянутой руки. Получив деньги Чавеса и выслушав его тирады, Путин ответил одним единственным предложением: "Сотрудничество России и Венесуэлы не направлено против кого-либо".
Время покажет, получит ли Чавес место в Совете Безопасности на голосовании в Генассамблее в октябре. Благодаря недееспособной дипломатии администрации Буша, это не исключено. Но американский президент хотя бы одержал победу в словесной войне на прошлой неделе. Отвечая на вопрос журналиста телекомпании Fox, представляет ли Чавес угрозу для США, Буш нанес последователю Боливара, пожалуй, самое страшное оскорбление. "Нет, я не считаю его угрозой", - сказал он.
Судя по всему, в этом Буш не одинок.
____________________________________________________________
Чавес, Путин и Тегеран ("The Washington Times", США)
Объятия Путина с Чавесом ("The Wall Street Journal", США)