Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Зависимость Европы от перспективы поставок российских энергоносителей - это, вне всякого сомнения, проблема. Нынешние высокие цены на нефть и газ вновь дают России возможность выступать с позиции силы на мировой арене, что и показал ее президент Владимир Путин, издеваясь на июльском саммите 'большой восьмерки' - чем нормальному государственному деятелю заниматься отнюдь не пристало - над Джорджем Бушем и Тони Блэром

Зависимость Европы от перспективы поставок российских энергоносителей - это, вне всякого сомнения, проблема. Нынешние высокие цены на нефть и газ вновь дают России возможность выступать с позиции силы на мировой арене, что и показал ее президент Владимир Путин, посмеявшись на июльском саммите 'большой восьмерки' - чем нормальному государственному деятелю заниматься отнюдь не пристало - над Джорджем Бушем и Тони Блэром. Однако в настоящий кошмар эту проблему превращает не что иное, как наша собственная европейская энергетическая политика, приводящая к росту издержек, снижению надежности поставок и установлению недостижимых плановых показателей по выбросам вредных веществ.

Практически всю энергию в Европе продают частные компании, конкурирующие между собой на вроде бы либерализованных рынках. Однако конкурентоспособность Европы как таковой из-за вмешательства государственных органов очень сильно снижается. Здесь играют свою роль и жесткое регулирование, и несчитанные субсидии на развитие возобновляемых источников энергии, ядерной и угольной энергетики. Даже газ, который когда-то считался идеальным решением проблемы снижения выбросов углекислого газа, из-за сегодняшней нефтяной политики России продается с премией за риск.

Если европейская экономика продолжит буксовать, то слабеющие позиции континентальной энергетики будут только ухудшаться. Вообще-то, от экономики, находящейся в стадии замедления, ожидают снижения потребления энергии и, соответственно, снижения цен. Ведь население Европы не только сокращается, но и стареет, а тяжелая промышленность, потребляющая много энергии, перемещается в развивающиеся страны. Однако у Европы есть дополнительные издержки, и появляются они из-за ограничения объемов выбросов и повышения субсидий. Собственно, именно так Европа стала самым медленно развивающимся регионом мира: своими ценами она сама убивает свои же конкурентные преимущества.

При этом, как ни странно, по мере сокращения объемов товарного производства спрос на энергию будет только расти. Согласно результатам исследования, проведенного лондонской компанией Augusta Finance, нам необходимо наращивать мощности электрогенерации огромными темпами - на 8,9 процента в год в течение еще многих лет. Всего лишь четыре года назад эта же компания говорила о цифре 5,7 процента, а это означает лишь одно: с течением времени спрос возрастает. В прогнозе учтен фактор вывода из эксплуатации ныне работающих станций и повышение спроса в таких странах, как Португалия, где традиционно энергии потреблялось сравнительно мало, но теперь ее количество растет и уже подбирается к показателям энергоемких скандинавских стран и Германии. И говорить о том, что в удовлетворение этого перспективного спроса в последние годы вкладывалось достаточно средств, с уверенностью нельзя.

Дело в том, что поддержка таких вложений не прописана ни в одном из энергетических документов Европейского Союза. Однако в них уделяется огромное внимание показателям воздействия на окружающую среду - очевидно, в излишне оптимистичной надежде на то, что стремление соответствовать этим цифрам в конце концов станет стимулом для инвестиций в более экологически чистые энергетические технологии в течение приемлемого периода времени.

Классический пример - система торговли углеродными квотами, в рамках которой компании, дающие меньше выбросов, чем предусмотрено их квотой, могут продавать остаток, а компании, превышающие свой лимит, должны платить штрафы. Цель системы - создать финансовые стимулы для введения технологий, уменьшающих выбросы, то есть со временем перевести мощности по выработке электроэнергии с угля (дающего высокие выбросы) на газ (дающий низкие выбросы) или даже на атомные и возобновляемые источники, не дающие выбросов совсем.

Однако все планы рушатся уже на первом этапе, предусматривающем замену угля газом. Уголь гораздо дешевле газа, его в мире гораздо больше, и этот простой факт не перечеркнуть никакой системой углеродных квот. Именно из-за него выбросы углекислого газа в последние три года только растут. Торгуют предприятия квотами или не торгуют - промышленности всегда нужна энергия по более низкой цене, и ей не интересно, насколько она при этом более 'чистая'.

И даже если нам удастся таким образом достаточно сильно снизить выбросы СО2, на загрязнение, создаваемое производством импортных товаров, ничто так и не повлияет. Это коренная проблема, подрывающая самое основание Киотского протокола. В процессе глобализации энергоемкие производства перемещаются из Европы в Китай, так что, если мы импортируем МР3-плеер, мы должны помнить, что на то, чтобы сделать его в Азии, почти наверняка ушло больше выбросов СО2, чем на то, чтобы сделать такой же в Европе. Все, что могут сказать европейцы о том, что они снижают уровень выбросов - радостная ложь: они лишь экспортируют их, причем на самом деле их объем только увеличивается.

Поставки газа в Европу были проблемой еще до спора между Россией и Украиной, когда Кремль приказал прекратить поставлять газ на Украину. Ведь одна государственная компания одного государства, а именно российский 'Газпром', занимает на рынке доминирующее положение, контролируя более четверти всего объема поставок в Европу.

Может быть, постпутинская Россия станет демократическим государством и войдет в Европейский Союз. Но это далеко не факт, и, скорее всего, этого не случится. И со стороны Европы было бы очень наивно думать, что даже демократическая Россия откажется от возможности манипулировать поставками газа ради достижения своих геополитических целей.

Что же, исходя из этого, следует делать?

Понятно, в этих условиях любого начнет соблазнять мысль о возрождении атомной энергетики. Атомная энергетика - это стабильные цены на многие годы вперед, поскольку цена урана - лишь малая часть себестоимости энергии: в каждом мегаватт-часе стоимостью 30 фунтов она составляет около 5 фунтов, или одну шестую.

В Германии сейчас в самом разгаре спор между основными партиями о том, не нужно ли остановить план бывшего канцлера Шредера, по которому все атомные электростанции должны быть закрыты к 2020 году. А Тони Блэр месяц назад решительно выступил в поддержку программы замены, а не просто закрытия, устаревающих атомных мощностей без перехода на другие источники энергии, и в этом его, пусть и скрепя сердце, поддержала оппозиционная Консервативная партия.

Конечно, у возобновляемой энергетики есть будущее, но ее ускоренный ввод в эксплуатацию возможен в том же Китае, а никак не в Европе. После принятия Китаем закона о возобновляемой энергетике в стране до 2020 года будет дополнительно введено более 60 гигаватт мощностей, работающих на энергии ветра, солнца, воды и биомассы. Это значительный прирост даже для этой огромной страны, в особенности если учитывать, что все эти способы получения энергии гораздо дороже обычных. Однако нельзя не предвидеть, что, когда Китай начнет производить солнечные батареи, ветрогенераторы и топливные элементы на экспорт, произойдет прорыв в себестоимости альтернативной энергетики, и это будет только ее периодом ее становления.

Можно даже сказать, что это уже происходит. Двенадцать процентов систем нагрева воды для частных домов, продаваемых сегодня в Китае - это солнечные термоэлементы, предназначенные для установки на крышах. И эти термоэлементы стоят до десяти раз меньше, чем в Европе, где этот рынок наполовину закрыт и занят австрийскими и немецкими производителями.

Сейчас уже мало кто помнит, что в 19-м веке по технологиям применения энергии европейцы были далеко впереди планеты всей. Сегодня можно поднять вторую такую же инновационную волну, но это случится только тогда, когда европейские политики перестанут повышать издержки и начнут их снижать.

Это значит, что нужно будет покончить с субсидированием и заняться созданием инвестиционно привлекательных долгосрочных энергетических рынков с минимальным законодательным бременем. А продолжать поддерживать демократию в России, вместо того, чтобы потакать ей - значит сделать еще один шаг к повышению энергетической безопасности европейского континента.

Остановить закат Европы еще не поздно. Но нынешняя политика с ее завышенными ценами на энергию обречена на провал.

Автор статьи - директор по научной работе Совета по экономическим исследованиям (Лондон).

____________________________________________________________

Как покончить с нефтяной зависимостью ("The Washington Times", США)