Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Фракции возлагают надежду на брак антиподов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Для того, чтобы создать правящую коалицию национального единства, Киеву понадобилось четыре месяца напряженных, неубедительных и зачастую выводящих друзей и соседей Украины из себя переговоров. После того, как вместе сошлись партия президента Виктора Ющенко, который был одним из главных лидеров "оранжевой революции" в январе 2005 года, и партия Виктора Януковича, его русскоязычного противника

Для того, чтобы создать правящую коалицию национального единства, Киеву понадобилось четыре месяца напряженных, неубедительных и зачастую выводящих друзей и соседей Украины из себя переговоров. После того, как вместе сошлись партия президента Виктора Ющенко, который был одним из главных лидеров "оранжевой революции" в январе 2005 года, и партия Виктора Януковича, его русскоязычного противника, которого Ющенко победил в ходе напряженных выборов, картина становится похожей на брак антиподов, имеющий мало шансов на успех. Однако это может стать самым стабильным решением для страны, которая оказалась расколотой на два лагеря, представляемые двумя этими людьми.

В соответствии с условиями заключенной сделки, все основные экономические министерские посты окажутся в руках Партии регионов Виктора Януковича, а главные "силовые" министерства, такие как министерство обороны, иностранных и внутренних дел - под контролем партии Ющенко "Наша Украина". Это прагматическое решение, признающее реальность, в соответствии с которой президент будет нести ответственность за оборону и внешнюю политику, а партия Януковича признается в качестве главной политической силы, одержавшей верх на мартовских парламентских выборах.

Если судить поверхностно, то можно сделать вывод, что эта сделка означает конец "оранжевой революции", в ходе которой возглавляемые Ющенко и его популистским и харизматичным соперником Юлией Тимошенко националистические партии объединили усилия на уличных демонстрациях, чтобы изгнать старый режим, представителем которого являлся Янукович. А сейчас Тимошенко фактически становится лидером оппозиции.

Однако с экономической точки зрения, новая коалиция объединяет две партии, которые можно назвать "либерально-консервативными", отстаивающими интересы бизнеса и выступающими за приватизацию. В то же время, Тимошенко можно отнести к либералам или социал-демократам. Третья партия в составе новой власти - социалисты, это бывшие коммунисты, по-прежнему выступающие против приватизации и чрезмерного разгосударствления экономики. Однако их голоса не являются необходимым условием для сохранения власти в руках нового правительства, в то время как для коалиции Тимошенко-Ющенко они имели бы решающее значение.

Андерс Аслунд (Anders Aslund), старший научный сотрудник вашингтонского Института международной экономики, давно уже следящий за событиями в постсоветской Украине, считает, что исход борьбы "примерно такой, на который только можно было надеяться". По его утверждению, изложенному в комментарии для Центра европейских реформ, коалиция представляет собой "стратегическую перегруппировку" сил между неприемлемыми альтернативами полностью прозападной "оранжевой" коалиции и восточного русскоговорящего альянса.

"Национальная напряженность снята, - говорит он, - это довольно впечатляющий итог переговоров, и есть все надежды на то, что такой союз продержится". Еще одним вполне естественным предположением является то, что этим результатом будет довольна и Москва. Ведь к власти и к управлению украинской экономикой приходят русскоговорящие политики из восточной Украины. Однако Аслунд утверждает обратное. Он полагает, что Янукович и его самый главный сторонник, богатейший олигарх Украины Ринат Ахметов, имеющий крупные интересы в области металлургии и энергетики, рассматривают российские деловые круги в качестве своих основных конкурентов. При всем прочем, они постараются проводить протекционистскую политику, стремясь ограничить доступ России к украинской экономике.

С другой стороны, администрация США также наверняка испытает разочарование. Президент Джордж Буш и его министр обороны Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) во время ноябрьского рижского саммита НАТО постарались открыть двери альянса для вступления в него Украины. В этих целях они предложили "программу действия по вступлению". Хотя новое коалиционное соглашение призывает к "взаимовыгодному сотрудничеству с НАТО", что стало уступкой со стороны Януковича, Киев в ближайшее время вряд ли подаст заявку на участие в такой программе. Прежде чем дать зеленый свет членству в НАТО, партнеры согласились провести общенациональный референдум, а общество в целом враждебно настроено к вступлению в североатлантический альянс.

Ющенко настоял на продолжении переговоров о создании зоны свободной торговли с Европейским Союзом, в то время как Янукович давал довольно смутные обещания в поддержку "единого экономического пространства" с Россией и Белоруссией.

Гораздо большие сомнения вызывает способность нового правительства сделать крупные шаги на пути искоренения коррупции, которая опутала деловую и повседневную жизнь Украины. Такие олигархи, как Ахметов, намерены добиваться более четко обозначенных имущественных прав и более ясных норм права для защиты своей полученной во времена постсоветского хаоса собственности. Но, как считает Аслунд, коррупционные скандалы будут по-прежнему неотступно преследовать политическую систему Украины.

Все говорит о том, что путь Украины к "нормальной" экономике и обществу будет долгим и ухабистым.

____________________________________________________________

Апельсинчики не мед? ("The Economist", Великобритания)

Возрождение украинского политика показывает Западу обратную сторону демократии ("The Wall Street Journal", США)