Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ближний Восток: сюрреализм в геополитике и фатальные иллюзии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Возмущение, высказываемое множеством возмущенных голосов, в свою очередь возмущает меня. Мировая общественность не придает факту смерти одних мусульман никакого значения, а гибель других считает настоящей трагедией. Двойные стандарты. Сообщения о том, что в Багдаде от рук террористов каждый день гибнет не менее пятидесяти мирных граждан, публикуются в рубрике 'Происшествия', зато бомбардировки, приведшие к смерти двадцати восьми жителей селения Кана, возводятся в ранг преступления против человечества

Возмущение, высказываемое множеством возмущенных голосов, в свою очередь возмущает меня. Мировая общественность не придает факту смерти одних мусульман никакого значения, а гибель других считает настоящей трагедией. Двойные стандарты. Сообщения о том, что в Багдаде от рук террористов каждый день гибнет не менее пятидесяти мирных граждан, публикуются в рубрике 'Происшествия', зато бомбардировки, приведшие к смерти двадцати восьми жителей селения Кана, возводятся в ранг преступления против человечества - и это вызывает удивление только у некоторых мыслящих людей, таких как Бернар-Анри Леви (Bernard-Henri Levy) и Магди Аллам (Magdi Allam), главный редактор 'Corriere della Sera'. Почему резня двухсот тысяч человек в Дарфуре не вызвала и малой толики того возмущения, с которым были встречены известия о жертвах в Ливане, которых было в двести раз меньше?

Должны ли мы прийти к выводу, что убийство мусульманами других мусульман не имеет особого значения ни для исламских владык, ни для западного мира с его нечистой совестью? Но эта логика несколько хромает, поскольку, когда православная и получившая благословление церкви российская армия стирала с лица земли столицу чеченских мусульман (город Грозный, 400 000 жителей) и убивала десятки тысяч детей, это тоже мало кого взволновало. Совет Безопасности не устраивал многочисленные совещания, а Организация 'Исламская Конференция' набожно опускала очи долу. Поэтому можно сделать вывод, что всеобщего порицания заслуживает лишь убийство мусульман израильтянами.

Должны ли мы поверить в то, что Ахмадинежад громко выражает тайные мысли мирового сообщества? Тем не менее, многие их тех, кто является воплощением совести Запада, и кого шокировали воздушные налеты на Ливан, сочтут себя глубоко оскорбленными, если их заподозрят в антисемитизме. Я склонен им верить, не хочется думать, что вся планета целиком находится во власти антисемитской паранойи! Но тогда этот вопрос становится еще более таинственным. Откуда берется этот односторонний паралич? Почему мировое возмущение достигает апогея, как только речь заходит об израильских бомбах?

Картины разрушений в Ливане повергают в шок - такого глубокого шока не вызывают ни голодающие в Дарфуре, ни лежащая в руинах Чечня, - потому они сопровождаются геополитическими сюрреалистическими 'субтитрами'. Те, кто смотрит репортажи из Каны или из сектора Газа после бомбежек, видят не просто гробы, им кажется, что тех несчастных, тела которых предают земле, окружает ореол фатального пророчества, чего нельзя сказать о сотнях тысяч трупах африканцев или кавказцев. Сколько экспертов в течение десятилетий называли конфликт на Ближнем Востоке эпицентром мирового хаоса и ключом к его рассеиванию.

Разве хоть один из дипломатов может обойтись без многократных напоминаний о том, что врата ада и магический путь возврата к мировой гармонии лежат в Иерусалиме? Тем же постулатом, согласно которому все судьбоносные вопросы решаются на берегах Иордана, зазомбированы умы XXI-го века. Жесткий прогноз: пока четыре миллиона израильтян и столько же палестинцев ведут войну, триста миллионов арабов и полтора миллиона мусульман обречены жить в ненависти, крови и угнетении. Прогноз 'сквозь розовые очки': как только в Иерусалиме воцарится мир, - в это свято верит Кэ д'Орсэ - и в Тегеране, и в Карачи, и в Хартуме, и в Багдаде утихнут пожары, и им на смену придет всеобщее согласие.

Не сошли ли наши мудрецы с ума? Неужели они искренне и на полном серьезе считают, что если бы не было палестино-израильского конфликта, ни одно из важных явлений в регионе также не имело бы места: ни унесшая многие жизни революция Хомейни, ни кровавые диктатуры в Сирии и Ираке партии 'Баас', ни десять лет исламского терроризма в Алжире, ни 'Талибан' в Афганистане, ни безумные фанатики, число которых множится день ото дня?

Более правдоподобной представляется навевающая грусть гипотеза, которая диаметрально противоположна вышеизложенной, и о которой редко кто упоминает: полное прекращение боевых действий в районе Иордана остается мало вероятным, пока обитатели дворцов, улиц, добрая часть интеллигенции и мусульманские военные будут одержимы антизападными настроениями. 'Глобализация' (глобальное разрушение не только экономических, но и социальных и ментальных барьеров) неизбежно сопровождается отторжением, иногда болезненным, зачастую жестоким. И вовсе не существование с 1947 года 'сионистского государства' породило настроенных против Запада германских 'теоретиков', начиная с Фихте и заканчивая Гитлером, а также антизападничество в России, которое постоянно поднимало голову в эпоху царизма, а также при Сталине, а ныне и при Путине. Только наивный человек по простоте своей может поверить в то, что иранская держава, обретшая могущество в горниле революции Хомейни, постоянно муссирует 'еврейский вопрос' с какой-либо другой целью, кроме предлога для всеобъемлющего джихада. Разве может кто-либо поверить в то, что как только Израиль будет стерт с лица земли, зеленые радикалы отметят свой триумф тем, что сложат оружие?

Геополитика самообмана, согласно которой Ближний Восток является краеугольным камнем мирового порядка, стала религией Европейского Союза, верой неверующих и не очень верующих на Западе. Постмодернистские мыслители были не правы, когда заявили об исчезновении всех идеологий, ведь мы сейчас погружены в бездну идеологического обмана, мы незаметно для себя подменили иллюзорную мечту о последнем и решительном бое на тревожное предсказание катастрофы, которая тоже будет решительной и последней. Пока наш ум занят сюрреалистическими теориями, каждый кадр из Ливана рождает в нашем сердце предчувствие гибели всего человечества. Иерусалим является центром мира лишь потому, что он считается местом, где начнется конец мира. Наши фаталистические фантасмагории вызваны предчувствием Апокалипсиса.

В каждом столкновении на Ближнем Востоке мы видим генеральную репетицию окончательного взрыва. Стоит только употребить туманный термин 'война цивилизаций', как мы начинаем в эту войну верить. И поскольку мы ее ждем, мы, по методу Куэ (Эмиль Куэ (Emile Coue) - французский психотерапевт, разработал метод произвольного самовнушения - прим. пер.), который по-английски называется 'self fulfulling prophecy', сами делаем прогнозы, которым, конечно же, незамедлительно находится подтверждение. Так многолетние бомбардировки израильских городов ракетами Партии Бога являются подтверждением обещающих разрушения заявлений крестного отца Ирана. Правда, как иронично заметил как-то Клаузевиц (Clausewitz), войну развязывает не агрессор, а тот, кто пытается его остановить. Из этого следует, что Израиль виновен по определению. Отягчающее вину обстоятельство: виновен в конце мира, который весь мир себе нафантазировал. Геополитику сюрреализма от полного психоза отделяет всего один шаг.

Андре Глюксман - философ, его новая книга 'Гнев ребенка' недавно опубликована издательством 'Plon'.