Президент Виктор Ющенко согласился на то, чтобы премьером Украины стал Виктор Янукович. Тем самым он вступил в игру, которая потребует от него способностей, доселе им не проявленных.
Кроме того, благодаря Ющенко создается коалиция между поддерживающей его 'Нашей Украиной' и Партией регионов. Надо думать, оба эти решения дались нелегко и были довольно горькими. Но при этом лучшими из возможных. Когда от "оранжевой революции" остались одни воспоминания, альтернативой были досрочные выборы или, ранее, передача власти коалиции Регионов с социалистами и коммунистами. Такой вариант лишь укрепил бы господство Януковича, а новые выборы могли бы открыть дверь в парламент очередным радикальным группировкам. Так что теоретически Ющенко мог не пятнать свою репутацию коалицией с Януковичем - но для государства это означало бы катастрофу.
Ничего страшного
Решение Ющенко может вызывать отвращение. Однако пусть те, кто говорит о предательстве идеалов Майдана, помнят, что и Ющенко стоял на Майдане. А если герои "оранжевой революции" отступили от ее ценностей, то это произошло раньше. Например, когда во время премьерства Юлии Тимошенко разгорелся скандал, закончившийся отставкой ее правительства, или когда Ющенко, стремясь получить поддержку Януковича для формировавшегося вслед за этим правительства, согласился прекратить 'преследование оппозиции'.
О ценностях Майдана забыли и после мартовских выборов, когда совершенно неприличным образом возникала и распадалась "оранжевая" коалиция. Гвоздь в ее гроб вбил Александр Мороз, немало лежит на совести Тимошенко, но львиную долю ответственности несет президент. Он то выступал в роли надпартийного арбитра, то поддерживал своих сторонников, которых не смог вынудить к уступкам, и сам шантажировал партнеров переговорами с Януковичем, а в ключевые моменты выходил из игры, заявляя, что конкретные решения находятся вне его компетенции. По сути, на прошлой неделе ему просто пришлось съесть лягушку, которую он сам долго выращивал.
Затянувшийся парламентский кризис окончен, и в этом основное значение решения Ющенко. По мнению многих, прагматические политики из Партии регионов - более предсказуемые партнеры, чем Тимошенко: это люди бизнеса, чьи деньги нуждаются в порядке и стабилизации, а не в скандалах. Этого же ожидают зарубежные инвесторы. Президент, его министры, а в парламенте - 'Наша Украина' будут следить за тем, чтобы страна не сошла с пути, проложенного революцией и зафиксированного в принятом несколько дней назад Универсале национального единства.
Более того: сотрудничество двух Викторов - это шанс на преодоление раскола Украины. Киев может, наконец, приступить к компенсации потерь на международной арене - а в последнее время его престижу был нанесен серьезный урон. Сегодня Запад не столько думает об интеграции с Украиной, сколько готов согласиться с Путиным, считающим, что этой страной правят несерьезные люди. Возвращение Януковича к власти и реакция Москвы дают надежду на улучшение российско-украинских отношений, а, значит, на предотвращение опасности новой газовой войны. Это хороший сигнал как для украинцев, так и для Европы.
Столь же важно то, что Варшава спокойно восприняла известия из Киева. Ведь сложно обижаться на реальность. Воля к сотрудничеству с новым правительством - это воля к вовлечению Украины в сферу европейской демократии. Вот все, что касается надежд.
Ничего хорошего
Теперь об угрозах. Примирение страны может оказаться иллюзорным. Для восточной Украины назначение Януковича - это исключение Тимошенко и унижение Ющенко. А проигравшие - не партнеры. Для западной части страны Ющенко - предатель. А предателям не доверяют. Так что президент теряет вдвойне. Выигрывают Янукович и Тимошенко, толкающие друг друга к популизму. Не стоит забывать о том, что причиной раскола Украины была не президентская кампания 2004 г. Культурный раскол страны глубже, чем свары между политиками. Начав сотрудничество, они разбили термометр, а не сбили температуру.
На востоке Украины доминирует Партия регионов. Как в политическом, так и в экономическом смысле. Донбасс крайне богат и крайне беден. Богат - потому что его промышленность приносит большие прибыли. Беден - потому что они идут не в бюджет государства и его жителей, а в карман олигархов. Отношения в Донбассе называют феодальными, а смертность там в несколько раз выше, чем в других частях страны. Мафиозные связи между бизнесом и политикой не были разорваны. Единственной надеждой на изменение ситуации было давление из столицы. Но теперь в столице правит Янукович. Родом из Донбасса.
К власти приходит политик не столько пророссийский, сколько постсоветский. Но на своей территории он хочет принимать решения самостоятельно. Пророссийская ориентация - не недостаток в государствах, граничащих с Россией и от нее зависящих. Но Янукович с теплотой относится к Москве не потому, что он любит русских, а потому, что его устраивают тамошние политические стандарты. Эти стандарты - не европейские. Именно в разговорах с Москвой люди из Донецка чувствуют себя свободно, там находят поддержку. А, если их интересы расходятся, то они соперничают на основе принципов, понятных обеим сторонам. Эти принципы - не европейские.
Партия регионов пришла к власти с лозунгами введения русского языка в качестве второго государственного. Кроме того, она выступала за федерализм, который в ходе недавних демонстраций переходил в сепаратизм. Сегодня она смягчает эти постулаты, делая то же, что ранее делали Кучма и коммунисты, которые побеждали на выборах, обещая второй государственный язык и тут же об этом забывали. Кучма даже написал книгу 'Украина - не Россия'. Но это была другая Россия. И хотя русский язык не должен быть проблемой на Украине, проблема в том, что он с собой несет: лживую антизападную пропаганду и подавляющую поп-культуру, которые сочатся из российских телеканалов, вещающих на Украину.
Многих возмущает объединение постулатов о придании русскому языку статуса государственного с пророссийской ориентацией, противопоставленной прозападной. Но на Украине нет общественной и политической силы, одновременно выступающей за русский язык и интеграцию с Западом. Если бы эти ценности не противоречили друг другу, то она бы наверняка возникла.
Пока Москва радуется, получив возможность восстановить влияние, которому революция создала угрозу. Благополучие украинской промышленности зависит от энергии, получаемой из России. Донбасским олигархам важно, чтобы газ был как можно дешевле. А Путин обещает дешевый газ практически как наркодилер - в обмен на что-то еще. Можно ли быть уверенным в том, что донецкие будут защищать стратегические интересы Украины, жертвуя собственными? Россия рада, потому что теперь она может легче договориться по вопросу контроля над трубопроводами, идущими по территории Украины.
Не впервые Янукович объявляет и о готовности к интеграции с Западом. Перед революцией, когда он был премьером, Украина подписывала соответствующие документы - бумага стерпит. Президентские выборы 2004 г. не оставили сомнений в том, чего стоят эти декларации. Поэтому, возможно, преждевременно связывать надежды с Универсалом. Вместо партнерских отношений с Россией и интеграции с Европой мы можем получить что-то наподобие скомпрометированной многовекторной политики. Киев будет петлять, объявлять о проевропейском курсе, сползая при этом на Восток. Государству будет угрожать зависимость от России, вновь стремящейся к статусу великой державы. Тогда приглушенный нынешней коалицией конфликт между востоком и западом разгорится с удвоенной силой.
***
Обо всем этом известно Ющенко. Он рассчитывает на то, что он и его партия встанут на страже интересов Украины. Беда в том, что Партия регионов имеет в парламенте почти вдвое больше сабель, и именно она является старшим братом в коалиции. Не все депутаты согласны с решением президента, многие из них не голосовали за Януковича при избрании премьера. Партии грозит раскол, что сделает ее еще более слабой и податливой к влиянию партнера по коалиции - тем более, что у многих "оранжевых" политиков практически такая же система ценностей, как у людей Януковича. К тому же, Ющенко не отличается хорошей реакцией, а его гамлетовское поведение неуместно в конфронтации с гангстерскими методами.
Поляки говорят, что они друзья потомков Ярослава Мудрого. Так что у правительства в Варшаве непростая задача: втянуть Украину в сотрудничество с Западом, убеждая в необходимости этого и сомневающийся Запад и не до конца определившуюся Украину. Это будет возможно, если Янукович и в Брюсселе почувствует себя так же хорошо, как в Москве. Слабая Украина - в интересах России. В интересах Польши - сильная Украина.
____________________________________________________________
Ющенко хитро использовал Януковича ("Time", США)
Украина: Надежда на брак антиподов ("The Financial Times", Великобритания)