СОРТАВАЛА (Республика Карелия). Прокурор города Сортавала Владимир Кузнецов беспокойно ерзает на кресле в своем кабинете. Он заканчивает работу прокурора, проработав в этой системе 20 лет. Москва потребовала удаления прокурора, заслужившего много наград.
'Этим и заканчивается борьба с коррупцией. На практике Россия 'сражается' с коррупцией только на словах', - говорит прокурор.
Проблемы прокурора начались четыре года назад. Тогда главой города в ходе местных выборов был избран руководитель центральной котельной города Сергей Рышков.
Рышков и Кузнецов сталкивались и раньше. В 1993 году Кузнецов был гособвинителем на процессе, в результате которого нынешний мэр и тогдашний инженер отдела городской недвижимости Рышков получил четыре года заключения в лагере города Медгора за мздоимство.
Рышков сдал в аренду предпринимателю городские помещения и потребовал вознаграждения. В результате Рышков был осужден как коррумпированный чиновник.
Освободившись через несколько лет, он стал предпринимателем. Бывший в те годы мэром города Валерий Варья взял его на муниципальную службу в качестве директора котельной.
'Это была ошибка. Рышков начал кампанию по очернению мэра и сам занял место Валерия Варьи после выборов в 2002 году. Он обещал во время своей предвыборной кампании улучшить жизнь горожан, но не сдержал своего слова', - рассказывает Кузнецов.
Бывший инженер и директор котельной продолжил на новой должности прежнюю линию: в Сортавале поползли слухи о том, что за взятку можно решать вопросы с мэром. Кузнецов занялся проверкой поступивших сигналов.
Нарушений и преступлений выявилось приличное количество. Прокуратура республики Карелия возбудила дело против мэра летом прошлого года. Выяснилось, что Рышков необоснованно завышал зарплату своим заместителям и руководителю городской канцелярии. Ущерб составил 18 000 евро.
Бюджет города был в минусе в 2003 и 2004 годах. Школы и учреждения здравоохранения не получали запланированного в городском бюджете финансирования.
Еще по одному факту Рышкова подозревали в коррупции: он получил от местного предпринимателя взятку (25 000 евро) и разрешил своей подписью оформить договор аренды торгового помещения сроком на 49 лет. Предприниматель освобождался от уплаты в казну города арендной платы.
По мнению прокурора, город Сортавала недополучил в свой бюджет около 15 000 евро.
'Мы успели расследовать только часть подобных фактов. В данном случае - это верхушка айсберга', - говорит Кузнецов.
Во время расследования мэр направлял жалобы на Кузнецова в Москву. По мнению Рышкова, действия прокуратуры мешают нормально руководить городом.
'Надзорные прокуроры из Петрозаводска, Санкт-Петербурга и Москвы изучали предварительные материалы и результаты моей работы. В Генеральной прокуратуре России мне заявили, что обвинения обоснованы, арестуйте Рышкова и выдвигайте обвинение', - говорит, тяжело вздыхая, Кузнецов.
Но случилось что-то странное.
По словам Кузнецова, настоятель Валаамского мужского монастыря Панкратий написал в Кремль письмо. Он просил руководство России оказать содействие отцу города, поскольку Рышков оказывает всяческую помощь монастырю.
'На следующей неделе мне пришло сообщение от тех же руководителей из Москвы, которые потребовали дело закрыть', - говорит Кузнецов. Одновременно ему посоветовали написать прошение об отставке.
Кузнецов изумился: ведь не далее как в декабре 2005 года ему было присвоено почетное звание 'Заслуженный работник Прокуратуры Российской Федерации'. Такие звания не даются только за механическое выполнение своих должностных обязанностей.
Кузнецов согласился на отставку после намеков с угрозами весной этого года. После этого он был на больничном из-за проблем с сердцем.
Когда Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов был снят с должности в июне, Кузнецов начал расследовать законность своего увольнения и попытался дать делу обратный ход, а заодно и довести до конца дело Рышкова.
Об этом он говорил в конце июля со спикером Верхней палаты парламента РФ Сергеем Мироновым. Но ничего не изменилось.
'Добиться справедливости в нынешней России трудно даже для прокурора', - говорит обескураженный Кузнецов.