Наверняка, многие эстоноземельцы не раз размышляли о том, что станется с Эстонией лет этак через сорок: какой будет ее судьба, и что ожидает нас и наших потомков в будущем? Очевидно, что ответы на эти вопросы нужно искать не в прошлом, как пытаются уверить нас некоторые исследователи, а - в настоящем.
ЕС уходит уж с небес
Эстонская Республика накрепко связала свое будущее с Европейским Союзом. Мы вступили в него и теперь регулярно получаем дотации на различные проекты - смешные и не очень. Нас поддержат и в таком казалось бы абсурдном деле, как выращивание стандартной европейской картошки! И, кстати, молоко тоже должно стать еврокласса - не шибко хорошим, но и не очень плохим, то есть безликим. В общем, всех хотят подстричь под одну гребенку, даже продукты.
Однако надо себе четко уяснить, что ЕС как объединение и каждый его член - это совершено разные вещи, хотя нас политики пытаются убедить в обратном. "Европейцы", по их мнению, - только те, кто состоят в ЕС; а те, кто не состоят? Более того, уравнивание всех ведет к росту напряженности внутри союза. Уравниловка - это очень опасная революционная утопия: почему немцы должны платить за себя и еще содержать три-четыре страны из новоприбывших, имея с жителями этих государств практически равные права? При этом некоторые из новичков очень недовольны строительством газопровода между Германией и Россией и чинят этому всяческие препятствия. Чем же кончатся такие отношения?
Тремя столпами ЕС являются: вышеупомянутая Германия, Франция и Великобритания. Де-факто именно за их счет оплачивается большинство проектов в других странах-членах. Уже сейчас чувствуется, что этой тройке надоело финансировать "новых европейцев", которые вместо благодарности за спонсирование, постоянно выступают с выражениями недовольства и устраивают опасные провокации на границах союза (в виде игр с договорами), осложняя отношения ЕС с другими странами. Разве об этом мечтали его основатели? Разве хотели они, чтобы их страны задарма платили "дань" кому-либо? Конечно - нет. Европейский Союз изначально был чисто экономическим объединением, выгодным для всех его обитателей. Теперь же он становится все менее интересным для его столпов. Впрочем, им ничего не мешает выйти из состава ЕС. Рано или поздно они так и сделают, а вот найдутся ли те, кто захочет вместо них стать этаким богатеньким дядюшкой, оплачивающим счета шалунов-племянников? Если таковых не найдется, то Европейский Союз повторит судьбу СССР - нет кормушки, нет и едоков.
Национальный вопрос превалирует над социальным
Несмотря на золотой поток из закромов наших европейских спонсоров, социальные вопросы решаются у нас крайне медленно. Во многих уголках Эстонии ситуация продолжает ухудшаться, и нет сигналов, свидетельствующих об ее улучшении. Вспомним таллиннское Копли: неужели это тот самый район в который идут огромные инвестиции. И заметьте - не в заводы, а на решение социальных проблем. Убогие дома с полупровалившейся кровлей, оборванцы, бомжи - неужели мы всего этого "достигли" за пятнадцать лет? А города-призраки северо-востока страны? Это что - населенные пункты, подвергшиеся химической атаке?
Безработица и одновременно, как ни парадоксально, недостаток рабочей силы в нашей стране - правят бал. Бодрые рапорты статистиков об уменьшении (сезонном) безработных в июне-июле этого года лишь еще раз доказывают нездоровую обстановку на рынке труда. Многие высококлассные специалисты и простые работники едут искать лучшей доли за рубеж. Оставшиеся, найдя работу, трудятся за двоих, изнашивая свой организм и сокращая собственную жизнь. Одновременно с этим некоторые "знатоки" от министерств предлагают, вопреки настоятельным рекомендациям ученых-экономистов, искусственно притормозить рост заработной платы, чтобы экономика не перегрелась.
В общем социально-экономические проблемы еще те. А политики, которые, собственно, эти неприятности стране и народу создали, теперь пытаются с помощью атаки на Бронзового солдата, переключить внимание общественности на национальный вопрос. Лозунг таких общественных деятелей можно сформулировать так: "От проклятых оккупантов все беды". Причем, этот девиз всегда выкрикивается перед выборами в Рийгикогу, чтобы избиратели поменьше думали о своих нищенских зарплатах и прочих злоключениях.
Эта схема зомбирования народа применяется в нашей стране уже на протяжении пятнадцати лет. Она проста, как дверь, но крайне эффективна. Для государства же она - смертельный яд: подмена социальных проблем национальным вопросом завершается, как правило, приходом к власти популистов, социальным взрывом, а то и силовым межнациональным противостоянием, вплоть до гражданской войны.
В нашем же случае, если схема провоцирования национальных конфликтов будет применяться в будущем, все ограничится увеличением числа желающих уехать на Запад, а в случае, если это превратится в долговременную тенденцию, то для Эстонии это будет иметь самые катастрофические последствия.
Демография: быть Эстонии или не быть?
Ни одно государство не может существовать без населения, даже самое маленькое. И в свете этого Эстонская Республика имеет все шансы через сорок лет стать недееспособным государственным образованием: работать будет некому (учитывая то, что многие уедут на заработки за рубеж), пенсионеров будет больше половины страны, рождаемость будет низкой. Я пока не вижу, за счет чего собираются поднять эту самую рождаемость - фундамент государства. Глупо думать, что ее росту будут способствовать подачки в 5000 крон (или их денежный эквивалент с учетом инфляции). Только переломив сознание людей и сделав условия труда гибкими, можно будет ожидать прироста населения. Но, судя по нынешним действиям властей, они пока далеки от серьезного решения демографического вопроса. А может быть, просто не хотят его решать.
Демографическая проблема для большинства стран довольно быстро решаема, но не для Эстонии. Если мы впустим работников из южных стран, то они тут быстро освоятся и вскоре по численности превзойдут эстонцев и местных русских. Впору будет переименовывать страну - это будет абсолютно иная Эстония. К счастью, а может быть и нет, голодный житель Африки предпочтет эстонской зарплате немецкую, британскую или датскую. А вот житель Китая, трудолюбивый и упорный, вполне может устроиться здесь основательно. Так что готовьтесь.
Сорок лет спустя
К этому времени Эстония станет обезлюдевшей страной с большинством жителей из стран Восточной Азии. Финансирование со стороны ЕС прекратится, поскольку он завершит свое существование из-за отказа его лидеров содержать бедные строптивые страны. Социальные вопросы останутся на том же уровне, что и сейчас. Будет три государственных языка: эстонский, русский, китайский. Отношения с Россией будут напрямую зависеть от дружбы между Российской Федерацией и Китаем.
У Эстонии, конечно же, есть шанс избежать такой судьбы. Но для этого лет через тридцать ей придется сделать непростой выбор - объединиться с кем-либо. И тут есть три кандидата.
Первый, и наиболее приемлемый для Эстонии, - Финляндия. При объединении с ней Эстония могла бы улучшить свою внутреннюю экономическую ситуацию, но лишилась бы права на внешнюю политику, ибо, без сомнения, в этой сфере доминировал бы северный сосед. Вопрос в том - а нужно ли финнам такое объединение?
Вторыми кандидатами могли бы стать Латвия и Литва. В этом случае речь бы шла о Прибалтийской Конфедерации. Тут бы все были равны, а потому улучшения в социальной сфере не произошло бы, зато каждый мог бы приложить свою руку к решению внешних вопросов.
Третьим и наиболее необычным кандидатом могла бы оказаться Россия, которая вполне может к тому времени набрать мощь и достаток. Экономически объединение могло бы быть выгодно для Эстонии, но крайне негативно повлияло бы возможность решать внешние вопросы.
Таковы, думаю, наши перспективы к середине XXI века.