Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
'Размораживание'

Грузия намерена пересмотреть Дагомысское соглашение

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Похоже, что Тбилиси начинает брать в свои руки инициативу по 'размораживанию' конфликтов в Абхазии и Южной Осетии. Напомним, что эти непризнанные республики откололись от Грузии в начале 1990-х годов после кровопролитных вооруженных конфликтов, унесших жизни десятков тысяч человек. В Южной Осетии с 1992 года находятся трехсторонние миротворческие силы с участием российских и грузинских военных, а в Абхазии - с 1994 года миротворческий контингент СНГ, укомплектованный российскими военными

Похоже, что Тбилиси начинает брать в свои руки инициативу по 'размораживанию' конфликтов в Абхазии и Южной Осетии. Напомним, что эти непризнанные республики откололись от Грузии в начале 1990-х годов после кровопролитных вооруженных конфликтов, унесших жизни десятков тысяч человек. В Южной Осетии с 1992 года находятся трехсторонние миротворческие силы с участием российских и грузинских военных, а в Абхазии - с 1994 года миротворческий контингент СНГ, укомплектованный российскими военными.

Именно в этом ключе следует рассматривать усилия грузинских властей за последний месяц. Почин активным действиям открыл 18 июля парламент Грузии, единогласно проголосовавший за вывод миротворческого контингента РФ из зон 'замороженных конфликтов' с заменой их на международные полицейские силы. После этого спецслужбы Грузии установили контроль над Кондорским ущельем. Теперь Тбилиси сосредоточил усилия в южноосетинском направлении. Здесь камнем преткновения, по мнению грузинских властей, является формат российской миротворческой операции в зоне конфликта в Цхинвальском регионе (Центральная Грузия/АО Южная Осетия). Именно поэтому Тбилиси намеревается официально поставить на переговорах с Россией вопрос о пересмотре соглашения, действующего на протяжении десяти лет. Об этом заявил государственный министр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Мераб Антадзе. 'На следующем заседании Смешанной контрольной комиссии (СКК) грузинская сторона намеревается поставить вопрос о пересмотре Дагомысского соглашения от 1992 года', - цитирует Интерфакс слова министра. Как известно, это соглашение создает юридическую основу для форматов российской миротворческой операции в зоне конфликта в Цхинвальском регионе (Центральная Грузия/АО Южная Осетия) и процесса переговоров. Сочинское соглашение, также известное под названием Дагомысского соглашения, подписали тогдашний президент России Борис Ельцин и глава Грузии Эдуард Шеварднадзе. Согласно условиям этого соглашения и были созданы Смешанные миротворческие силы с участием грузинского, российского и осетинского батальонов. На основании Сочинского соглашения о прекращении огня в зоне конфликта также была создана четырехсторонняя Смешанная контрольная комиссия (СКК), объединяющая грузинскую, южноосетинскую, российскую и североосетинскую стороны.

М. Антадзе считает, что 'введенные по Дагомысскому соглашению в зону конфликта российские миротворцы не справляются с возложенными на них задачами, так как они не предпринимают никаких шагов по защите прав местных жителей, а зачастую и способствуют сепаратистам в нагнетании обстановки'.

Подтверждением слов госминистра является инцидент, который произошел на днях в грузинском селе Авневи на территории Южной Осетии. Троих грузинских полицейских обстреляли неизвестные перед зданием местного отделения полиции. МИД Грузии назвало инцидент 'провокацией', преследующей цель спровоцировать грузинские власти на ответные шаги. 'Указанные провокации осуществляются на фоне бездействия так называемых миротворцев и их руководства, в то время как борьба с такого рода преступлениями является прямой задачей миротворческих сил', - говорится в заявлении МИД Грузии.

М. Антадзе также отметил, что в зоне грузино-осетинского конфликта ограничены и права военных наблюдателей ОБСЕ, и этот вопрос также требует пересмотра.

Как и следовало ожидать, реакция Абхазии на предложения Грузии была отрицательной. Полпред президента Абхазии в Гальском районе республики Руслан Кишмария заявил, что Сухуми никогда не пойдет на пересмотр базовых соглашений по урегулированию конфликтов в Абхазии и Южной Осетии.

Тем временем Россия завила о заинтересованности возобновления деятельности Координационного совета, занимающегося грузино-абхазским урегулированием. Об этом сообщил статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин. Следует напомнить, что ранее президент России Владимир Путин посоветовал Тбилиси решить вопрос посредством референдумов - как в Южной Осетии, так и в Абхазии. Президент Грузии Михаил Саакашвили подверг это предложение критике и заявил о намерении урегулировать конфликты в бывших автономиях 'с Россией или без нее'.

КОММЕНТАРИЙ

Александр РОНДЕЛИ, президент Фонда исследования стратегии и международных отношений Грузии:

- Дагомысское соглашение не было справедливым. Тогда Грузия оказалась одна против трех. Оно ставило грузинскую сторону в очень невыгодное положение. Естественно, так долго это не может продолжаться. Этот формат - неэффективен. Причем численное преимущество переходит в качество. При этом не видно желания России решить эту проблему. Там, как и в абхазском случае, декларируется территориальная целостность, которая уже сегодня ставится под сомнение официальными лицами России. А практически постепенно идет анексация грузинской территории. На этом примере видно, что заявления России расходятся с ее делами.

Поэтому сейчас Грузия четко заявляет, что она не согласна с навязанным форматом, никак не ведущим к решению проблемы. Фактически этот формат стал инструментом захвата грузинской территории. Нужно решать конфликт, а не захватывать чужую территорию. То, как Россия поступает с соседним государством - Грузией, должно насторожить других соседей России.

Что повлечет за собой разрыв Дагомысского соглашения? Не думаю, что от этого шага Грузии станет хуже. Ведь идет де-факто захват нашей территории. Мы стараемся отстоять свои интересы в одностороннем порядке. Конечно, один на один будет сложно это сделать. Грузия надеется, что международная общественность поймет ее и поможет отстоять национальные интересы. Это не значит, что именно так случится. Но у нас нет другого выхода.

Грузия отклоняет предложение Путина решать эти проблемы при помощи референдумов. Это кощунственно - говорить о референдуме на территории, где масса людей убиты и сотни тысяч людей изгнаны.

N133, четвер, 10 серпня 2006