... Пока дипломаты прилагают максимум усилий, чтобы прекратить боевые действия и положить конец массовой гибели населения в Ливане и на севере Израиля, европейцы также могут и должны воспользоваться этим периодом для прояснения некоторых исходных посылок своих действий по окончании конфликта, начав с того, что представляется наиболее насущным.
Действительно, американская стратегия на Ближнем Востоке (и, прежде всего, ситуация в Ираке) отстраняет США от участия в миротворческом контингенте ООН. Похожие причины сделают для британского правительства нежелательным слишком заметное участие в еэсовском компоненте этого контингента. На Евросоюз в такой ситуации ложится миссия сыграть центральную роль в создании миротворческих сил, опирающихся на франко-германскую ось. Однако и таким странам, как Испания, Италия, Голландия и даже Португалия тоже будет, что сказать в данной ситуации.
Прежде всего, важно еще до начала операции дать понять: речь идет о чрезвычайно рискованной миссии, что по определению означает возможность потерь среди европейских сил.
Данный тезис может показаться циничным, но от него нельзя отмахнуться. Одним из самых сложных моментов в переговорах между 25 государствами по Стратегии ЕС в области безопасности и обороны, принятой в декабре 2004 г., стал именно вопрос о правилах применения военной силы. Одобренный текст двусмыслен, однако щекотливая ситуация, с которой европейцы, скорее всего, столкнутся в Ливане, не терпит двусмысленности - правила применения силы должны предусматривать использование огня не только в случае законной обороны, но и для выполнения возложенного на миротворцев мандата.
И это отсылает нас к вопросу о природе мандата, который ООН предстоит выдавать. Но данному вопросу у всякого 'поставщика контингента' должна быть ясная и недвусмысленная позиция. 'Сильный мандат' означает 15-20 тысяч человек, способных 'проецировать силу' с целью удерживать израильских военных в их границах, 'убедить' боевиков 'Хезболлы' отказаться от нападений, жестко реагировать на любую агрессию и одновременно выполнять резолюцию СБ N 1559 в части разоружения 'Хезболлы' как предпосылку для поиска решения путем переговоров.
Дееспособность европейских миротворческих сил является не только залогом успеха миссии, но и предпосылкой к тому, чтобы дипломатия ЕС оказалась в состоянии внести свой вклад в разрешение кризиса и наметить пути будущих переговоров.